2-канальный усилитель E.O.S. Mozart 1

текст: Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

ЗНАТЬ СВОЁ ДЕЛО

Разумный призыв, в своё время обезображенный рекламой посредственного пива, после изгнания одушевлённых предметов из пивных клипов вернул себе исконное значение.

В этом смысле, надо признать, имя для усилителя выбрано верно. Прототип, зальцбургский музыкант, к числу энциклопедистов не относился. Он умел делать, насколько доносит история, только одно. Но умел очень хорошо...

Что понимают под «усилителем мощности» в профессиональной или даже домашней технике? Некое устройство, которое поступающий на него сигнал «разгоняет» по напряжению и току, то есть по мощности, и никаких манипуляций с его спектром не производит, кроме, увы, неизбежных, связанных с небезграничной частотной полосой усилителя, небесконечным быстродействием и неабсолютной линейностью. И ненулевым уровнем внутренних шумов. Как ещё говорят, усилитель мощности — это устройство, модулирующее напряжение источника питания поступающим на его вход сигналом. Из всех регулировок в таком усилителе — только настройка чувствительности для оптимального согласования с источником по уровню. Всё. Знай своё дело и не разговаривай.

В наших усилителях мощности это тоже есть, но есть и многое другое: набор фильтров, басовый регулятор (фактически — «несимметричный» однополосный эквалайзер), а иной раз ещё и сабсоник, и регулятор фазы. То есть целая стайка дополнений, осуществляющих преобразование спектра сигнала. Нужны они? А то! Иначе зачем бы их делали? Можно ли без них обойтись? Тоже да и, по крайней мере, в двух ситуациях.

Первая. Вы — ортодоксальный аудиофил, вам нужен предельно короткий звуковой тракт, а всякие фильтры и бусты — это от лукавого. Мрак, тлен, ересь и коррупция. Что же, такое мнение имеет право на жизнь, но далеко уехать на нём применительно к car audio непросто. Хотя бывало, что уезжали очень далеко, как, например, европейские чемпионы по автозвуку в классе Pure Passive (они же — беспроцессорные системы).

Вторая ситуация, можно сказать, прямо противоположная. Мощный звуковой процессор со всеми необходимыми фильтрами и эквалайзерами уже входит в головное устройство. Таких много, и чем дальше — тем больше, а процессоры — тем лучше. Единственное, чего процессор не может — это усилить сигнал до той мощности, которая должна быть подана на акустику. Да не просто усилить, а постараться не напакостить по дороге. И тогда ему действительно нужен усилитель в том понимании, которое принято в профессиональной технике, в домашнем стерео высокого разбора и в домашнем театре очень высокого разбора (только там используются отдельные усилители мощности). Усилителей, естественно, может быть больше одного, но все они, в принципе, могут быть и одинаковыми, поскольку задача у них одна и та же: «разогнать» поступающий на них сигнал, не вмешиваясь в его форму и содержание.

Для работы в таких ситуациях и предназначен E.O.S. Mozart 1. По своему назначению это просто усилитель мощности, по устройству — тоже усилитель мощности, но не просто. Особенность его в том, что входной каскад построен на лампах. Зачем? Я отвечу высказыванием кого-то из известных деятелей хай-энда: «Если уж в звуковой тракт обязательно вводить транзисторы, то сделать это надо как можно позже». Вот здесь как раз тот случай. Не стану утверждать, что прямо в ламповом каскаде, но наверняка где-то рядом стоит пара регуляторов усиления (отдельно на каждый канал — так у правильных усилителей положено). Потенциометры, кстати говоря, инкрементального типа, так что, подсчитывая количество «кликов», можно при необходимости точно установить усиление в одном и другом канале. Умеете разливать «по булям»? Правда? Уважаю. А вот здесь «по булям» разливается усиление в каналах.

На колбе ламп через прозрачное окошко в корпусе видно обозначение: CV4010. Это малошумящие высокочастотные пентоды европейского производства (Mullard), предназначенные для усиления по напряжению. Думается, здесь они ещё проходят отбор по микрофонному эффекту, поскольку вибрации в автомобиле, сами понимаете, время от времени возникают.

Глядя на форму корпуса усилителя, вспоминаешь классику, вроде творений сэра Кристофера Рена. Дорогая вещь не должна выглядеть вычурно (если это, конечно, не мебель в стиле Людовика XIV). Внешний вид усилителя оживляет упомянутое окошко с видом на лампы, и лишним оно здесь и не кажется, и не является. Одну из торцевых панелей надо снимать для доступа к зажимным винтам сильноточки. Подобных манипуляций не требуется для второй крышки при настройке чувствительности, что логично: где установка, а где — настройка. Зажимы принимают в максимуме кабели диаметром до 7,5 мм («сила») и до 5 мм с небольшим (акустика). Пара предохранителей имеет редкий номинал 35 А. Есть лишь единственная деталь «вооружения», которая отличает Mozart 1 от усилителей мощности в изначальном смысле этого слова. Это пара линейных выходов. Их можно встретить и в домашних «мощниках», а уж в наших системах они никогда не бывают лишними.

Включаем. Окошко с лампами начинает освещаться красными светодиодами, примерно через полминуты подсветка сменяется на синюю «методом замещения», и усилитель готов к работе. Мы, конечно, погоняли его ещё с часик (время обеда оказалось очень кстати), и только потом начали прослушивание.

Предполагая некоторый пафос процесса и осознавая необычную концепцию аппарата, мы и включили его не так, как сделали бы с обычным усилителем. Мы предложили «Моцарту» занять в тракте место усилителя мощности недешёвого Bryston BD-60 (там такие золочёные скобки между предом и оконечником), источником поставили универсальный проигрыватель Denon DVD-2930, акустикой — напольники Monitor Audio Gold 20. Этой технике доверяют наши коллеги из журнала «Салон AV», а мы доверяем им, тем более что «перекрёстное опыление», когда они ходят слушать наше, а мы — их, происходит всё время, голоса компонентов суду известны. Акустические провода сделаны не просто на заказ, а по спецпроекту одного из наших специалистов, и отличаются, по нашему мнению, редкой нейтральностью по отношению к звуку. Тестовый материал — тот же, что и всегда, список дисков вы можете почерпнуть, скажем, из «ковра» №11 за теперь уже прошлый, 2007 год.

Вначале поставили межблочный кабель из бескислородной меди, который в большинстве случаев даёт мягкое тёплое звучание. Начинаем с бессмертной композиции «Money», Pink Floyd. Звон пересыпающихся монеток чуть затуманен, пронзительности ему недостаёт. Удар рабочего барабана немного не попадает в унисон с хай-хэтом, а когда бас-гитара Уотерса выходит на полную мощность, этот эффект становится заметнее. Если прибавить громкость совсем «от души», звучание баса становится немного расплывчатым. Теперь разрывы фейерверка с «Silence Technology Test Disc»: в идеале воспроизводится резкий лопающийся звук, как от рвущегося полотна. В данном случае разрывы чёткие, но не резкие. Церковный колокол (там же) звучит внушительно, но до конца не убеждает, создаваемые им воздушные фантомы показались слишком зыбкими. Приходится «шаманить» с кабелями. Выбираем сильнодействующее средство — серебряные межблочные кабели, «быстрые» и резкие, для многих усилителей — даже слишком. Как оказалось — в настройки попали. Разрывы фейерверка теперь сбалансированы куда лучше, резкость всё же не запредельная, но уже стала пугающей. Фантомы церковного колокола оформились и «повисли» между колонками. Монетки «обострились» и зазвенели, удар рабочего барабана стал синхронным с хай-хэтом. Голос Гилмора приобрёл характерную хрипотцу. Японские барабаны зазвучали как «в жизни», но вот контроль тягучих и громких риффов бас-гитары всё же восстановился не полностью. Ну, будем считать, что Mozart 1 и не задумывался как басовый усилитель. «Знать своё дело» начинается с осознания того, в чём оно. Своё дело «Моцарт» знает...


Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 8 Ом/4 Ом/2 Ом), Вт 84,5/156/264
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 8 Ом/4 Ом/2 Ом), % 0,008/0,047/0,070
Входная чувствительность, В 0,26 — 9,7
Отношение сигнал/шум, дБА 99,5
Переходное затухание, дБ 68
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 5,4 — 24100
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 6,7
Ток холостого хода, А 1,1
Габариты, мм 351 х 269 х 55

Мощность и по документам производила впечатление серьёзной, поэтому мы к обычным значениям импеданса нагрузки добавили «аудиофильское» 8 Ом, аппарат должен «качнуть» и такую. И верно: получилось очень даже достаточно, а мощности на 4 Ом хватит для того, чтобы с любыми фронтами усилитель работал с хорошим запасом по перегрузке. Этот запас, как мы знаем, продлевает жизнь пищалкам, а при использовании дорогой акустики это немаловажно. В мостовом режиме (4 Ом) усилитель разовьёт мощность не менее 450 Вт, но по ряду причин для работы с сабвуфером стоит выбрать что-нибудь попроще. Технические характеристики поводов для критики не дают. Почти. Частотный диапазон оказался далеко не таким широким, как мы привыкли, концепция, значит, такая. Это поверху, с нижней границей вопросов и быть не может. При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает на 7%, а на выходе появляются слабозатухающие колебания частоты 650 кГц. Относительная амплитуда колебаний всего 3%, что означает очень неплохой запас устойчивости. Графики зависимости искажений от выходной мощности на нагрузке 8, 4 и 2 Ом показывают: характер — обычный для усилителей с биполярными транзисторами на выходе, лампы в тракт внесли что-то своё, но этим «своим» точно не были дополнительные гармоники.


ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Двухканальный усилитель
КТО
E.O.S. Mozart 1
ПОЧЕМ
26400 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Хороший запас мощности
Достойные технические показатели
ЭТО — МИНУС
Минимум дополнительного «обвеса»
Ограниченный диапазон поверху
ОДНИМ СЛОВОМ...
Знает своё дело. Одно. Но хорошо

Источник: Журнал «Автозвук»







Акции

Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Новости

2017-11-20
Сабвуферы Rockford Fosgate: Rockford Fosgate T3S1-19, Rockford Fosgate T3S2-19.

2017-11-18
Акустика BLAM: BLAM 570 RC, BLAM 570 RS, BLAM 690 RC, BLAM 690 RS.

2017-11-17
Усилитель Kicx QS 4.160M Gold Edition.

2017-11-16
Акустика Ural Patriot Extreme SPL.

2017-11-15
Акустика PHD WMT-60.

2017-11-14
Магнитолы JVC: JVC KD-X151, JVC KD-X152, JVC KD-X252, JVC KD-X351BT, JVC KD-X352BT, JVC KW-X730, JVC KW-R930BT, JVC KW-M14, JVC KW-M24BT.

2017-11-14
Магнитолы Kenwood: Kenwood KDC-152R, Kenwood KDC-172Y.

2017-11-12
Акустика Brax: Brax GRAPHIC GL1, Brax GRAPHIC GL6.

2017-11-11
Усилители Brax: Brax MATRIX X2, Brax MATRIX X4.

2017-11-07
Акустика Audio System: Audio System CO 100 EVO, Audio System CO 130 EVO, Audio System CO 165 EVO, Audio System CO 609 EVO, Audio System CO 80 EVO, Audio System MXC 100 EVO, Audio System MXC 130 EVO, Audio System MXC 165 EVO.

Почитать

Усилитель Alpine X-A70F

Акустические кабели InAkustik First и Star

Усилитель Korkunoff Audio Gold 70.2

Акустика Infinity Kappa

JVC KD-R881BT & KD-R889BT

Усилитель FSD AMA-4.80 AB

Усилитель FSD AMA-D1.600

Новое на форуме

Посоветуйте бюджетную (в пределах 7-8 тыр) магнитолу.Желательно или Пионер или Джи ви си,алпайн не хочу,они с ценами ухи объелись. Желательно чтобы был блютуз и aux .и главное требование чтобы было . . . . .

Подскажите что за беда.Голова алпайн 131(с одной парой выходов),передние и задние динамики работают через Пионер D-1004 по штатной проводке.Решил подключить моноблок и саб,все подключил,тюльпаны с гол . . . . .

Добрый день. Подскажите какой лучше приобрести из этих сабвуферных динамиков: Focal Access Sub 30 A4 или Rockford Fosgate P1S4-12 ? . . . . .

Приветствую,подскажите пожалуйста по поводу тыла.Машина Lexus NX 200. Подсобрал ситему: 1.Процессор Mosconi Gladen DSP 4to6 от штатного ГУ 2.Фронт:акустика Gladen M 165+усилитель Gladen M-LINE 80.2 . . . . .

Подскажите брать или не брать!!!?clarion dxz838. Цена 2500руб. . . . . .

Добрый день. Подскажите по поводу сабвуфера Rainbow DL-S12, стоит ли покупать? Или лучше взять Rockford Fosgate P1S4-12? Усилитель установлен audio system x80.4d, фронт миды Rainbow DL-W6, пищалки . . . . .

Подскажите, дурная голова рукам покоя не даёт)Купил отдельно динамик для саба и корпус ( закрытый ящик) под него. Снаружи ящик обтянут карпетом, внутри ничего- надо ли его чем то изнутри обклеивать( ш . . . . .

Доброе утром всем!!!. Имеется усилитель Alpine PDX-V9 Саб Alpine SWR-12D4 vented box Стоит ли ставить отдельно моноблок Alpine PDX-M6 для саба ????? . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5000BT → магнитола отличная, звук очень понравился. а главное навител работает. . . . . .

Сабвуфер Pioneer TS-W8102SPL → Саб мясо. Реально. На номинале 3000 ватт на 38 герцах даст прикурить любому топовому сабу типа deaf bonce . . . . .

Акустика Infinity Kappa 65.9CS → Для любителей вполне достаточная акустика! Данные колонки предназначены под усилок! При грамотной настройке на "голове" . . . . .

Усилитель Kicx RTS 4.100 → Поставил усь, на него две пары альфардов х6l поработал 5 минут сгорел канал , в ремонте не берутся за него. . . . . .

Автомагнитола Pioneer AVH-290BT → Не могу поставить нормальную оценку если одна из важных функций не работает. Практически сразу не работает bluetooth, вы . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-S5000BT → Шел в магазин за 580 пионом, но при покупке решил не оставлять себя без диска и попросил продавца подобрать что-то анало . . . . .

Автомагнитола Intro CHR-7720 U → Все работает с первого дня, и логотип установился, радио ловит не везде, магнитола так не совсем уж плохой, а вот карты . . . . .

Усилитель Kicx Tornado Sound 2500.1 → Усилитель качает sundown x12v2. Питание кислота под капотом и агм Delta 55 в багажнике. Усилитель не греется. Небольшого . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Focal Access BombA BP20 в Skoda Octavia A7

Автомагнитола Sony XAV-68BT в Mitsubishi Lancer X

Усилитель Phantom PA 604 в Toyota ist NCP60

Усилитель SWAT MDX-55 в Toyota ist NCP60

Усилитель DLS MAD15 в Volkswagen Passat B6 Variant