5-канальный усилитель Hertz EP5

Пётр ХОХЛОВ

Рождение привычки

Говорят, не так давно Фиделю Кастро подарили попугая какаду, сообщив, что они живут до ста лет. Команданте немного огорчился: «Вот так всегда — не успеешь привыкнуть к живому существу, а его уже нет...»

Мы с вами уже неплохо освоились с усилителями Hertz серии HP — моноблока HP1D и четырёхканального HP4, думается, достаточно, чтобы получить представление об аппаратах этого ряда. Может быть, кто-то к ним уже и привык, не только плохие привычки быстро укореняются, некоторые хорошие — тоже (уж я-то знаю, у меня их целых две). Но не так давно Elettromedia освоила выпуск следующего ряда усилителей, получившего обозначение EP. Но не надо расстраиваться на манер кубинского вождя: новая серия пришла не на смену HP, а в дополнение к ней, причём в качестве «бюджетосберегающего» дополнения.

По большому счёту (впрочем, раз уж мы говорим о деньгах, счёт как раз не большой) усилитель EP5 — типичный клиент группового теста: около 450 старых денежных единиц за пятиканальный аппарат — цена довольно привычная. Вернее, как: были и будут многоканальные усилители подешевле, но и в этой ценовой категории выбор аппаратов довольно богатый. Определённо можно было подождать до осеннего группового теста, но очень уж хотелось посмотреть, какой итальянцы установили для себя компромисс между ценой и качеством. И потом, со времён возведения Московского Кремля у россиян укоренился привычный взгляд: если итальянцы что-то строят, то — как следует.

Серия EP включает четыре модели «обычных» усилителей, с числом каналов 2, 4, 5, и одноканальный «D-класс». Корпуса аппаратов делаются из проката, а потому нет никаких проблем с тем, чтобы нарезать корпус для каждой модели по индивидуальной мерке. То есть здесь применена наиболее ходовая технология: в сечении все усилители одинаковые, а по длине они могут различаться (могут и не различаться, на четыре модели хватило трёх типоразмеров корпусов). Покрытие — порошковая краска жемчужно-серого цвета. (Лично я не видел серого жемчуга, да я его вообще видел немного, просто надо было как-то показать, что цвет покрытия изысканнее, чем флотский «шаровый». Этого-то я много видел...)

Ширина зажимов питания — без чего-то 13 мм, выходных — ровно 8 мм. Суммарный номинал трёх предохранителей 90 А. Теперь прикинем: скажем, 50 А пойдут на четыре «сателлитных» канала, оставшиеся 40 — на канал сабвуфера. Мощность по первым прикидкам не фантастическая, но усилители Hertz и не ориентированы на тех, кто стремится потрясти мир (в физическом, а не в эмоциональном смысле) за свой счёт.

Каналы разбиты на три группы с обозначениями A, B и C. Группа С состоит из одного сабвуферного канала. Такую систему обозначений обычно применяют, когда басовый канал мостовой, но в данном случае пятый усилитель «однофазный» — видимо, разработчики просто сочли её наиболее естественной. Усилитель может работать как с шестью, так и с четырьмя входами, для многоканальных аппаратов это фактически стандартная опция: подвод сигнала на басовый канал возможен путём суммирования входов каналов A и B. Сигнал на каналы B тоже можно брать от входов A, так что EP5 будет работать и с двумя входами. Есть входы уровня громкоговорителей, причём свой высокоуровневый вход предусмотрен и для канала C. Где его взять? Например, с выхода «головы» на акустику Rear, а на каналы B при этом должен подаваться сигнал от входов A. Отметим также редкую опцию — усилитель может включаться и «сам» при подаче сигнала на входы высокого уровня. Предусмотрен и трёхканальный режим, когда EP5 работает как 3-канальный усилитель незаурядной мощности, при этом используются входы A: вход L на каналы A, вход R на каналы В. Зачем? К примеру, для работы с сабвуфером и басами в продвинутой трёхполосной системе. Сабвуфер при таком раскладе желательно будет взять 2-омный, чтобы по звуковому давлению соответствовал, а вот фильтрами для каналов A и B придётся воспользоваться внешними, хотя бы отчасти: на усилителе в каналах А и В можно включить только фильтры ВЧ. Как известно, многоканальные усилители далеко не всегда оснащают полным комплектом фильтров, но всё же желательно, чтобы хотя бы в одной паре «сателлитных» каналов можно было включить и фильтр НЧ. Диапазон перестройки всех фильтров от 40 до 150 Гц. Басового регулятора нет, ни встроенного, ни дистанционного.

Подключаемся. Контрольные громкоговорители берём те же, что и всегда (в последнее время) — Monitor Audio Reference Gold 20. Акустические кабели взяли не аудиофильского разбора, но достаточно высокого качества (115 рублей за метр), исходя из соображений интуитивно понятной ценовой гармонии. Межблочные соединители Tiff TCI-1000 (по тому же принципу). Теперь короткий список дисков, которые мы слушали.

  • 1. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
  • 2. Silence Technology Test Disc. Audio div.. Matsushita, 1990.
  • 3. Adriano Celentano, «Arrivano gli uomini». Clan, 1996.

    Прослушивание подтвердило очевидное, в общем, соображение: нельзя достичь бескомпромиссных результатов, не выходя за пределы жёстких ценовых рамок. А следствием компромисса обязательно будет появление определённых слабых сторон в звучании. Вначале мы задействовали только два канала, остальные оставив без нагрузки. Звуковая сцена эшелонирована по глубине слабее, чем у ещё не стёршегося в памяти HP4, эффект усиливается в присутствии мощного баса. Бас на большой громкости несколько теряет фокусировку, расплывается. Берём тот же трек «Money» с диска [1]. Здесь удар хай-хэта проходит одновременно с рабочим барабаном и рывком струны бас-гитары. Динамика хай-хэта в этих тяжёлых для усилителя условиях прорабатывается не до конца. С другой стороны, резкость разрывов фейерверка на диске [2] соответствует мировым стандартам. Виолончель на первом треке с того же диска чётко зафиксирована, не возникает никаких сомнений, что она находится впереди рояля и немного левее. Акустическая гитара на последней дорожке диска [3] собранна, резкий удар по струнам не отделяется от послезвучий. И вообще локализация источников на уровне, характерном для усилителей высокого разбора. А теперь подключаем 4-омный эквивалент нагрузки на выход сабвуферного усилителя и смотрим, что получилось. Вначале разницы в динамике мы не обнаружили. Как оказалось, надо подобрать такой материал, чтобы одновременно с динамичной серединой через басовый усилитель шёл хороший ток. И опять помогла запись фейерверка с любимого диска [2]: там финальные хлопки идут вместе с мощным басовым гулом. Резкость, естественно, ниже, чем при неработающем басовом канале. Что, впрочем, не является особенностью данного усилителя, а только лишний раз подтверждает, что многоканальный усилитель — устройство, в принципе построенное на компромиссе. В данном случае он оказался весьма удачным.


  • Максимальная мощность, сабвуферный канал (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 163/247
    Коэффициент нелинейных искажений (40 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,031/0,026
    Входная чувствительность, В 0,23 — 5,3
    Отношение сигнал/шум, дБА 124
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 12 — 99
    Максимальная мощность, прочие каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 85,5/141
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,013/0,024
    Входная чувствительность, В 0,29 — 5,7
    Отношение сигнал/шум, дБА 86
    Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 60/59
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 16 — 32300
    Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 12
    Ток холостого хода, А 1,5
    Габариты, мм 405 х 238 х 54

    В рамках одиночного теста басовый канал мы подвергли измерениям по расширенной программе и обнаружили много интересного. Во-первых, нелинейные искажения, достаточно низкие для низких частот. Во-вторых, удивительно низкий уровень шумов (невзвешенный уровень помех -94 дБ). Теория гласит, что напряжение шумов четырёхполюсника изменяется пропорционально корню из ширины полосы. Теперь прикинем: полоса басового усилителя в 360 раз уже, шумов при прочих равных должно быть меньше в 19 раз, или на 25,5 дБ. Теперь, если вычесть эту величину из показателя синал/шум, придём к выводу, что басовый усилитель построен по более малошумящей схеме, нежели все остальные. Но скорее всего, объяснение проще: шумы распределены не равномерно, главная их составляющая связана с частотой преобразователя питания, а она у басового усилителя подавляется не в пример сильнее. Показатели мощности как в басовом канале, так и в остальных можно считать типичными. По крайней мере, если вы хотите получить могучий бас, лучше будет взять сабвуфер с импедансом 2 Ом.

    Некоторой неожиданностью оказалось невысокое отношение сигнал/шум для «сателлитных» каналов. Скорость нарастания выходного сигнала сравнительно высокая, отсюда и достойная динамика звучания. При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает на несколько процентов, а на выходе появляется незначительная, но блуждающая (она перемещается с одной полуволны на другую) составляющая частоты 400 кГц.

    Диапазон перестройки фильтра НЧ от 42 до 156 Гц. Обратите внимание: пассивный фильтр НЧ, который всегда присутствует в D-классе, настроен на существенно более высокую частоту, а потому на графиках он как бы не виден и характеристики входного фильтра имеют стабильную форму. Фильтр ВЧ перестраивается в диапазоне от 48,5 до 150 Гц, но крутизна спада здесь около 8 дБ/окт.

    ЧТО
    5-канальный усилитель
    КТО
    Hertz EP5
    ПОЧЕМ
    10250 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Может работать с числом входов 6/4/2
    Возможен 3-канальный режим
    Входы высокого уровня
    ЭТО — МИНУС
    Неполный комплект фильтров
    Нет басового регулятора
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Есть повод для новой привычки
    РЕЙТИНГ
    Мощность 8
    Технические характеристики 8
    Оснащённость 8
    Фильтры 7
    Удобство установки 8
    Итог 39

    Источник: Журнал «Автозвук»






    Акции

    Получить специальное индивидуальное предложение на продажу и установку Автозвука в свой автомобиль.

    Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2017-05-09
    1 мая магазин работает до 14 часов.
    9 мая магазин не работает.

    2017-04-26
    Акустика Rainbow: Rainbow CS 260.30 Active, Rainbow CS 275.28, Rainbow CS 275.28 Active, Rainbow CS 360.30 Active, Rainbow MR 100, Rainbow PL-M3P, Rainbow PL-W6C, Rainbow PL-W6P.

    2017-04-26
    Корпусные сабвуферы Kicx: Kicx Z12-2B, Kicx ZC15B.

    2017-04-25
    Акустика Ground Zero GZMW 200X-NEO.

    2017-04-24
    Акустика Kicker: Kicker 43CSC354, Kicker 43CSC44, Kicker 43CSC464, Kicker 43CSC54, Kicker 43CSC654, Kicker 43CSC674, Kicker 43CSC684, Kicker 43CSC6934, Kicker 43CSS654, Kicker 43CSS674, Kicker 43CSS684, Kicker 43CSS694, Kicker 43CST204.

    2017-04-23
    Акустика Art Sound Z.

    2017-04-20
    Акустика Alpine: Alpine SXV-1335E, Alpine SXV-1735E.

    2017-04-19
    Акустика Ground Zero: Ground Zero GZRC 10XII, Ground Zero GZRF 65AL, Ground Zero GZRF 69AL.

    2017-04-17
    Акустика Power Acoustik PRO.654, Edge EDPRO4TX-E4.

    2017-04-11
    Усилитель мощности Kicx SP 4.80AB.

    2017-04-10
    Акустика JL Audio: JL Audio M100-CT-SG-WH, JL Audio M770-CCS-CG-TB, JL Audio M770-CCS-CG-WH, JL Audio M770-CCS-SG-TB, JL Audio M770-CCS-SG-WH.

    2017-04-09
    Акустика Power Acoustik MF-65WT.

    2017-04-09
    Усилители мощности Soundstream MR4.1400D, Soundstream MR5.2000D.

    2017-04-08
    Сабвуфер JBL BassPro Go.

    2017-04-07
    Сабвуфер Ground Zero GZPW 21SPL.

    2017-04-07
    Сабвуферы MTX: MTX RFL12, MTX RFL15, MTX TX812, MTX TX815.

    2017-04-06
    Акустика MTX: MTX TRS504, MTX TRS654.

    2017-04-05
    Акустика Kicx: Kicx AP-503, Kicx AP-653, Kicx SX-502, Kicx SX-652.

    Почитать

    Новости Focal

    Монитор с DVD-ресивером Kenwood DDX4017BTR

    Смысловая нагрузка.

    Новости Триома

    Сабвуфер Hertz MP 250 D4.3

    Усилитель Audio System X-80.4D

    Новости Ground Zero

    Новое на форуме

    Приветствую Парни! Подскажите процессорные ГУ только Pioneer и Alpine? посоветуйте 2DIN с мультимедиа? . . . . .

    Всем привет, собираю музыку, голова pioneer 88rs||, акустика Focal K2 Power 165KR, усилитель стоит DLS MA41, но думаю заменить его на другой, какой посоветуете к этой акустики?! Склоняюсь к Audison Lr . . . . .

    Доброго времени суток! Помогите подобрать динамики на фронт с твитерами и на тыл(без твитов). без установки буфера. Бюджет 15 000 р. Авто Volkswagen Polo ГУ: Pioneer SPH-DA120 Усилок: Kicx . . . . .

    Есть ли смысл замены усилителя? . . . . .

    здравствуйте посоветуйте усилитель для саба audio systems hx10sq в ЗЯ , желательно, чтоб в нем был кроссовер 4 порядка. Сейчас стоит на нем REVOLT RS400.2, мне кажется он слабоват для этого саба и кро . . . . .

    Здравствуйте. Помогите определиться с тыловыми динамиками в полку (размер до 16.5) овалы не влезут. Саба не будет. Автомобиль nissan buebird на фронт уже имеются Hertz DCX 165.3 первое время будет . . . . .

    Всем привет! Ребята, помогите в выборе РСА, система новая и только вот вот будет установлена в авто,компоненты следующие:ГУ Pioneer X-5800BT,фронт вч EOS ET280, нч EOS Maestro HD650+ Audio System M 80 . . . . .

    Доброе время суток. Нужен такой совет. в передних дверях стоят мидбасы из комплекта eos opera es165. купил за недорого комплект hertz hsk165. Вопрос: можно ли заменить мидбас hertz на eos, и споется л . . . . .

    Доброго времени суток, форумчане! Хотел спросить совета перед установкой сетапа. Corolla 100 bz, шумка установлена двери+багажник(полностью). ГУ: Alpine UTE-80B Усь: Pioneer GM-D8604(по 100 на фрон . . . . .

    Доброго времени суток! Умею мазда 3 1 поколение Гу пионер 730 Вч нео 25 Усилитель момо 4.150 Ищу динамики в шташтные места без доработок 16см В пределах 8тысяч рублей Не могу определиться кто с . . . . .

    Приветствую) А вот alpine 195(193)ый по звучанию лучше или alpine cde 178.Мне без поканалки,на компонентную акустику.Мне внешне понравился cde 178. . . . . .

    Ваши отзывы

    Усилитель Mac Audio MPX 4000 → У меня этот усь качал эти динамики раньше MTX RTC693 хорошо играли, разорвал к херам собачьим старый саб Hertz DS 300w, . . . . .

    Акустика Hertz ESK 165.5 → хорошая акустика но цена сильно возросла из за курса долора. в свое время покупал за 5500 щас же я бы не купил их потому . . . . .

    Автомагнитола Panasonic CQ-RX300W → В принципе не плохой модок, но беда с прочтением флэшки в холодной машине...тормозит...как только машина прогрелась, чит . . . . .

    Усилитель Kicx RTS 4.100 → Все пишут что перегривается. Пишите что вы на него цепляется. Четырёх канальные усилители такой мощности точно не предна . . . . .

    Сабвуфер JL Audio 12W6v3-D4 → Мощный зверь! Четко и качественно отыгрывает суб бас от 20 гц. Послужил жирной точкой в оформлении моей акустики и форми . . . . .

    Сабвуфер Intro INT801SW → в пределах автомобиля бас достойный,за пределами автомобиля конечно же жидко. для меня лично более чем достаточно внутр . . . . .

    Усилитель DD Audio D4 → Усилитель не понравился. Своих денег не стоит. Сборка китайская. До него стоял Alpine MRX F30 с заявкой в 2 раза меньше, . . . . .

    Автомагнитола Alpine CDA-117Ri → Послушал месяца 3.Продал.Да звук чистый,по началу нормально.Но надоедает с каждым днём потому что резкий что ни делай . . . . .

    Усилитель Ural AK 5.300 → Стоит в машине уже 4 месяца, за свои деньги отыгрывает на все 5, помех нет, регулирова и .т..п все норм, если руки из жо . . . . .

    Сабвуфер Ground Zero The GERMANATOR → Интересно, этот малыш под сиденье поместится?)))) . . . . .

    Сабвуфер Cadence S2W15-D4v2 → Отличный сабвуфер за свои деньги! Отличный бас! . . . . .

    Ваши установки

    Усилитель Рязаньприбор X1 mk2 в Mersedes-Benz W211

    Автомагнитола Pioneer AVH-X8800BT в Suzuki Grand Vitara

    Сабвуфер MTX RT10-04 в Kia Sportage 3

    Акустика Infinity REF-6520cx в Mazda 3 BL

    Акустика Infinity REF-6522ix в Mazda 3 BL