5-канальный усилитель Hertz EP5

Пётр ХОХЛОВ

Рождение привычки

Говорят, не так давно Фиделю Кастро подарили попугая какаду, сообщив, что они живут до ста лет. Команданте немного огорчился: «Вот так всегда — не успеешь привыкнуть к живому существу, а его уже нет...»

Мы с вами уже неплохо освоились с усилителями Hertz серии HP — моноблока HP1D и четырёхканального HP4, думается, достаточно, чтобы получить представление об аппаратах этого ряда. Может быть, кто-то к ним уже и привык, не только плохие привычки быстро укореняются, некоторые хорошие — тоже (уж я-то знаю, у меня их целых две). Но не так давно Elettromedia освоила выпуск следующего ряда усилителей, получившего обозначение EP. Но не надо расстраиваться на манер кубинского вождя: новая серия пришла не на смену HP, а в дополнение к ней, причём в качестве «бюджетосберегающего» дополнения.

По большому счёту (впрочем, раз уж мы говорим о деньгах, счёт как раз не большой) усилитель EP5 — типичный клиент группового теста: около 450 старых денежных единиц за пятиканальный аппарат — цена довольно привычная. Вернее, как: были и будут многоканальные усилители подешевле, но и в этой ценовой категории выбор аппаратов довольно богатый. Определённо можно было подождать до осеннего группового теста, но очень уж хотелось посмотреть, какой итальянцы установили для себя компромисс между ценой и качеством. И потом, со времён возведения Московского Кремля у россиян укоренился привычный взгляд: если итальянцы что-то строят, то — как следует.

Серия EP включает четыре модели «обычных» усилителей, с числом каналов 2, 4, 5, и одноканальный «D-класс». Корпуса аппаратов делаются из проката, а потому нет никаких проблем с тем, чтобы нарезать корпус для каждой модели по индивидуальной мерке. То есть здесь применена наиболее ходовая технология: в сечении все усилители одинаковые, а по длине они могут различаться (могут и не различаться, на четыре модели хватило трёх типоразмеров корпусов). Покрытие — порошковая краска жемчужно-серого цвета. (Лично я не видел серого жемчуга, да я его вообще видел немного, просто надо было как-то показать, что цвет покрытия изысканнее, чем флотский «шаровый». Этого-то я много видел...)

Ширина зажимов питания — без чего-то 13 мм, выходных — ровно 8 мм. Суммарный номинал трёх предохранителей 90 А. Теперь прикинем: скажем, 50 А пойдут на четыре «сателлитных» канала, оставшиеся 40 — на канал сабвуфера. Мощность по первым прикидкам не фантастическая, но усилители Hertz и не ориентированы на тех, кто стремится потрясти мир (в физическом, а не в эмоциональном смысле) за свой счёт.

Каналы разбиты на три группы с обозначениями A, B и C. Группа С состоит из одного сабвуферного канала. Такую систему обозначений обычно применяют, когда басовый канал мостовой, но в данном случае пятый усилитель «однофазный» — видимо, разработчики просто сочли её наиболее естественной. Усилитель может работать как с шестью, так и с четырьмя входами, для многоканальных аппаратов это фактически стандартная опция: подвод сигнала на басовый канал возможен путём суммирования входов каналов A и B. Сигнал на каналы B тоже можно брать от входов A, так что EP5 будет работать и с двумя входами. Есть входы уровня громкоговорителей, причём свой высокоуровневый вход предусмотрен и для канала C. Где его взять? Например, с выхода «головы» на акустику Rear, а на каналы B при этом должен подаваться сигнал от входов A. Отметим также редкую опцию — усилитель может включаться и «сам» при подаче сигнала на входы высокого уровня. Предусмотрен и трёхканальный режим, когда EP5 работает как 3-канальный усилитель незаурядной мощности, при этом используются входы A: вход L на каналы A, вход R на каналы В. Зачем? К примеру, для работы с сабвуфером и басами в продвинутой трёхполосной системе. Сабвуфер при таком раскладе желательно будет взять 2-омный, чтобы по звуковому давлению соответствовал, а вот фильтрами для каналов A и B придётся воспользоваться внешними, хотя бы отчасти: на усилителе в каналах А и В можно включить только фильтры ВЧ. Как известно, многоканальные усилители далеко не всегда оснащают полным комплектом фильтров, но всё же желательно, чтобы хотя бы в одной паре «сателлитных» каналов можно было включить и фильтр НЧ. Диапазон перестройки всех фильтров от 40 до 150 Гц. Басового регулятора нет, ни встроенного, ни дистанционного.

Подключаемся. Контрольные громкоговорители берём те же, что и всегда (в последнее время) — Monitor Audio Reference Gold 20. Акустические кабели взяли не аудиофильского разбора, но достаточно высокого качества (115 рублей за метр), исходя из соображений интуитивно понятной ценовой гармонии. Межблочные соединители Tiff TCI-1000 (по тому же принципу). Теперь короткий список дисков, которые мы слушали.

  • 1. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
  • 2. Silence Technology Test Disc. Audio div.. Matsushita, 1990.
  • 3. Adriano Celentano, «Arrivano gli uomini». Clan, 1996.

    Прослушивание подтвердило очевидное, в общем, соображение: нельзя достичь бескомпромиссных результатов, не выходя за пределы жёстких ценовых рамок. А следствием компромисса обязательно будет появление определённых слабых сторон в звучании. Вначале мы задействовали только два канала, остальные оставив без нагрузки. Звуковая сцена эшелонирована по глубине слабее, чем у ещё не стёршегося в памяти HP4, эффект усиливается в присутствии мощного баса. Бас на большой громкости несколько теряет фокусировку, расплывается. Берём тот же трек «Money» с диска [1]. Здесь удар хай-хэта проходит одновременно с рабочим барабаном и рывком струны бас-гитары. Динамика хай-хэта в этих тяжёлых для усилителя условиях прорабатывается не до конца. С другой стороны, резкость разрывов фейерверка на диске [2] соответствует мировым стандартам. Виолончель на первом треке с того же диска чётко зафиксирована, не возникает никаких сомнений, что она находится впереди рояля и немного левее. Акустическая гитара на последней дорожке диска [3] собранна, резкий удар по струнам не отделяется от послезвучий. И вообще локализация источников на уровне, характерном для усилителей высокого разбора. А теперь подключаем 4-омный эквивалент нагрузки на выход сабвуферного усилителя и смотрим, что получилось. Вначале разницы в динамике мы не обнаружили. Как оказалось, надо подобрать такой материал, чтобы одновременно с динамичной серединой через басовый усилитель шёл хороший ток. И опять помогла запись фейерверка с любимого диска [2]: там финальные хлопки идут вместе с мощным басовым гулом. Резкость, естественно, ниже, чем при неработающем басовом канале. Что, впрочем, не является особенностью данного усилителя, а только лишний раз подтверждает, что многоканальный усилитель — устройство, в принципе построенное на компромиссе. В данном случае он оказался весьма удачным.


  • Максимальная мощность, сабвуферный канал (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 163/247
    Коэффициент нелинейных искажений (40 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,031/0,026
    Входная чувствительность, В 0,23 — 5,3
    Отношение сигнал/шум, дБА 124
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 12 — 99
    Максимальная мощность, прочие каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 85,5/141
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,013/0,024
    Входная чувствительность, В 0,29 — 5,7
    Отношение сигнал/шум, дБА 86
    Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 60/59
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 16 — 32300
    Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 12
    Ток холостого хода, А 1,5
    Габариты, мм 405 х 238 х 54

    В рамках одиночного теста басовый канал мы подвергли измерениям по расширенной программе и обнаружили много интересного. Во-первых, нелинейные искажения, достаточно низкие для низких частот. Во-вторых, удивительно низкий уровень шумов (невзвешенный уровень помех -94 дБ). Теория гласит, что напряжение шумов четырёхполюсника изменяется пропорционально корню из ширины полосы. Теперь прикинем: полоса басового усилителя в 360 раз уже, шумов при прочих равных должно быть меньше в 19 раз, или на 25,5 дБ. Теперь, если вычесть эту величину из показателя синал/шум, придём к выводу, что басовый усилитель построен по более малошумящей схеме, нежели все остальные. Но скорее всего, объяснение проще: шумы распределены не равномерно, главная их составляющая связана с частотой преобразователя питания, а она у басового усилителя подавляется не в пример сильнее. Показатели мощности как в басовом канале, так и в остальных можно считать типичными. По крайней мере, если вы хотите получить могучий бас, лучше будет взять сабвуфер с импедансом 2 Ом.

    Некоторой неожиданностью оказалось невысокое отношение сигнал/шум для «сателлитных» каналов. Скорость нарастания выходного сигнала сравнительно высокая, отсюда и достойная динамика звучания. При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает на несколько процентов, а на выходе появляется незначительная, но блуждающая (она перемещается с одной полуволны на другую) составляющая частоты 400 кГц.

    Диапазон перестройки фильтра НЧ от 42 до 156 Гц. Обратите внимание: пассивный фильтр НЧ, который всегда присутствует в D-классе, настроен на существенно более высокую частоту, а потому на графиках он как бы не виден и характеристики входного фильтра имеют стабильную форму. Фильтр ВЧ перестраивается в диапазоне от 48,5 до 150 Гц, но крутизна спада здесь около 8 дБ/окт.

    ЧТО
    5-канальный усилитель
    КТО
    Hertz EP5
    ПОЧЕМ
    10250 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Может работать с числом входов 6/4/2
    Возможен 3-канальный режим
    Входы высокого уровня
    ЭТО — МИНУС
    Неполный комплект фильтров
    Нет басового регулятора
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Есть повод для новой привычки
    РЕЙТИНГ
    Мощность 8
    Технические характеристики 8
    Оснащённость 8
    Фильтры 7
    Удобство установки 8
    Итог 39

    Источник: Журнал «Автозвук»


    Акции

    Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

    Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2017-12-10
    Магнитолы JVC: JVC KD-R491, JVC KD-R492, JVC KD-R494, JVC KD-R691, JVC KD-R792BT, JVC KD-R794BT, JVC KD-R891BT, JVC KD-R992BT.

    2017-12-08
    Усилители мощности Audio System: Audio System HX 175.2, Audio System HX 175.4, Audio System HX 265.2, Audio System HX 85.4.

    2017-12-07
    Акустика Ural: Ural AS-D165 ARMADA NEO, Ural AS-D200 ARMADA NEO, Ural AS-D30 ARMADA NEO.

    2017-12-06
    Автомагнитолы Pioneer: Pioneer AVH-A100, Pioneer AVH-A101, Pioneer AVH-A200BT.

    2017-12-04
    Магнитолы JVC: JVC KD-X153, JVC KD-X155, JVC KD-X355.

    2017-12-03
    Сабвуферы Helix: Helix K 10E, Helix K 10W, Helix K 12E, Helix K 12W.

    2017-12-02
    Акустика Ural AS-W87M SQ.

    2017-12-01
    Усилители мощности Focal: Focal FDS 1.350, Focal FDS 2.350, Focal FDS 4.350.

    2017-11-28
    Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCW 12.1200-PRO, Ground Zero GZCW 15.1500-PRO.

    2017-11-28
    Усилитель мощности Mosconi Gladen Pro 5/30.

    Почитать

    Зимний кубок SQC Club

    Kenwood KDC-320UI

    Акустические системы Champion

    Сабвуфер Focal Performance Expert P25FS

    Усилитель Steg STD401D

    Сабвуферы JBL STAGE

    JVC KW-X830BT

    Новое на форуме

    Посоветуйте, какая из этой акустики лучше звучит: Eton MAS160 или Eton RSE160? Cпасибо . . . . .

    Здравствуйте. Какой посоветуйте сабвуферный динамик под моноблок audio system CO 650.1 D: Rockford Fosgate P1S4-12, Rockford Fosgate P2D4-12 , Hertz ES 300.5 или какой другой? . . . . .

    Всем привет! А что сейчас есть из усилителей (новых) на вч/сч в пределах 20 т.р. В приоритете музыкальный усилок с легким приукрашиванием, т.к. вч/сч нейтральные. Обычно советуют длс, генезис, но новы . . . . .

    Добрый вечер. Не знаю, можно тут задавать такой вопрос или нет, но все же, может вы знаете ответ на него. Почему сайт auto-magnitola.ru продает продукцию по гораздо меньшей цене, чем вы и остальные? . . . . .

    Привет,посоветуйте четырехканальник номиналом в мост 2х150(4Ом),важно качество звука,и двухканальник 1х50(4Ом) номиналом.Кому здесь писать оформить заказ? . . . . .

    Всем привет! Друзья, подскажите: хватит ли усилителя Eton SR 60.4 для Morel Tempo Ultra 602? подключение через родные кроссоверы и еще саб мостом пойдет... . . . . .

    Всем привет. Автомобильный усилитель (4 канала) Alpine BBX-F1200 какой к нему взять саб Alpine swt12 s4 или JBL Bandpass GT 12BP ??? . . . . .

    Вот в общем как получается: на видео одна машина, усилок audio system x-80.6 настройки одинаковые, гейн саба одинаковый, чуть баланс иной между задними и передними колонками(на сабвуфер не влияют данн . . . . .

    Ваши отзывы

    Акустика DLS Scandinavia 3C → Динамики действительно хороши. Изготовил литровые корпуса и установил в панель (тарпеду). В итоге играют на отражение о . . . . .

    Автомагнитола LG LCS320UB → Отличная автомагнитола со мной 5 лет - 150 000 пробега в любую погоду и мороз 42 градуса ни разу не подвела. Ни одного с . . . . .

    Автомагнитола JVC KD-G227 → Данный аппарат с 2012г.Все нормально.Плохо нет USB гнезда,нельзя применять флэшку или другие носители. . . . . .

    Акустика CDT Audio CL-69X → Хорошая тыловая акустика за эти деньги! Купил когда то давно, установил в заднюю деревянную панель...Впоследствии собрал . . . . .

    Усилитель Boss Audio R2400D → Прекрасный усь за свои деньги!Сжег мне два урала титаниума!)))) . . . . .

    Автомагнитола Alpine CDA-9887R → До нее стоял Пионер 77, Альпайн хуже, попахивает китайщиной, всем кто его хвалит рекомендую - подключаем на выход акусти . . . . .

    Акустика MTX TX265S → Логан фаза 2, ГУ Sony CDX-GT560UE, вибра (внутренняя и наружная) дверей, и наружная задней полки, слушаю все подряд от н . . . . .

    Акустика MTX TX265S → Логан фаза 2, ГУ Sony CDX-GT560UE, вибра (внутренняя и наружная) дверей, и наружная задней полки, слушаю все подряд от н . . . . .

    Ваши установки

    Сабвуфер Focal Access BombA BP20 в Skoda Octavia A7

    Автомагнитола Sony XAV-68BT в Mitsubishi Lancer X

    Усилитель Phantom PA 604 в Toyota ist NCP60

    Усилитель SWAT MDX-55 в Toyota ist NCP60

    Усилитель DLS MAD15 в Volkswagen Passat B6 Variant