Компонентная акустика Morel Supremo 6 + кроссовер Morel Supremo MSX 2.0

Кино про Чапаева смотрели? Помните, почему Анка раньше не стреляла?

Правильно, «подпускала»...

Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

УРОКИ ПУЛЕМЁТЧИЦЫ

Ту акустику в том виде, в каком мы её сейчас наблюдаем, израильская фирма выпускала невероятно долго. Именно выпускала, а не разрабатывала, что там творилось в тиши лабораторий и шипении звукомерных камер и по какому графику, мы не знаем. А вот за выпуском могли следить. Вначале увидела свет суперпищалка Morel Supremo. Одна, без конвоя, охраны и страховки. Мы её тестировали, обнаружив, что суперпищалка требует и суперустановщика, других просят не беспокоиться и сэкономить немалые средства. Потом появилась уменьшенная версия ВЧ-головки Supremo Piccolo. «Пикколо» она оказалась только в сравнении с собственным прототипом, будучи вдвое больше и впятеро тяжелее любой другой автомобильной пищалки (и многих неавтомобильных). В подгон к Piccolo подтянулись (не сразу, это мы сейчас просматриваем в ускоренном режиме) мидбасы, образовав наконец относительно законченный комплект. Относительно, потому что предназначался он исключительно для поканальных систем — собственного пассивного кроссовера в комплекте не было. В принципе, разумно, акустику такого класса в 99% случаев будут ставить в поканальные системы с активной фильтрацией. Но остаётся необслуженный процент, который к тому же может превратиться в несколько: интерес к классическим системам с пассивными фильтрами не только не сходит на нет, а проявляет тенденцию к росту, это своего рода период реакции, по законам истории следующий за революцией. В нашей отрасли — за цифровой революцией. И тогда в городе Несс-Зиона решили придать картине законченность: последним штрихом стали поставляемые отдельно (и добровольно, кому надо) специализированные кроссоверы для компонентной системы Morel Supremo 6.

Кратковременная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 1000/200 Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 105 — 19500 Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88,5 Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,30 Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 3,97
Параметры Тиля — Смолла компонентов
 
 
SW 6
Supremo Piccolo
Fs, Гц
заявка | факт
62+/-10% | 44,6
790+/-10% | 1192
Vas, л
заявка | факт
14,35 | 19,5
- | -
Qts
заявка | факт
0,55 | 0,327
| 0,568

Теперь пришло время заговорить нашему пулемёту. Забегая вперёд (как вы понимаете, эти строки пишутся по итогам тестирования акустики, а не параллельно с ним), отметим: бой оказался довольно тяжёлым, в лучших традициях несс-зионцев их топовая продукция столь же капризна, сколь необычна по замыслу и конструкции, любая попытка подойти к ней с кондачка или с не вполне годными средствами наказывается немедленно. Мы, впрочем, это однажды проходили, в тесте полноразмерной Supremo Tweeter. Чтобы вам не лазить в архив, напомним: достаточно было при установке пищалки оставить без внимания 5-миллиметровый перепад на плоскости, как АЧХ отреагировала на это двукратным ростом неравномерности. Так что мы, в принципе, были готовы, и то, как оказалось, не сразу — второй день работы с этой акустикой начался с необычных звуков: Евтушенко расчехлил электролобзик и занялся изготовлением особенных, только для этого теста предназначенных, панелей для монтажа пищалок (особенного размера и труднопредсказуемых привычек). Сравнение результатов измерений, полученных в разных условиях, показало: опилки просыпались не зря, разница — более чем существенная. Но начали, разумеется, с осмотра места происшествия.

Мидбасы Supremo — квинтэссенция технологий Morel, породивших отдельную, особую ветвь акустики, причём здесь они собраны «все и сразу». В основе, разумеется, концепция внешней звуковой катушки, которая у 6-дюймовой головки занимает половину габаритного диаметра и, как следует из неумолимой логики, больше половины диаметра диффузора. Катушка намотана алюминиевым шестигранным проводом, как, кстати, и у пищалки, только с несколько разными целями. У мидбаса такой провод обеспечивает максимальный коэффициент заполнения магнитного зазора, а значит, при той же ширине зазора можно добиться увеличения силового фактора, а у пищалки при том же значении силового фактора позволяет снизить массу катушки. Почему все не работают с таким проводом? Станок для намотки должен быть на порядок точнее, да и поставщиков шестигранного провода немного. «Шестигранная» технология заслужила даже своё фирменное название Hexatech. Звуковая катушка калибра полевого орудия, 76 мм, естественно, способна рассеять тепловую мощность качественно большую, чем обычная, как её ни охлаждай, и если изготовитель задал в спецификации номинальную мощность 200 Вт, то тут он совсем не лукавил, возможно, даже перестраховался. «Аэродинамическую» (так она названа в описании) корзину специалисты Morel разработали специально для серии Supremo. И здесь, на наш взгляд, важно не только то, что она не создаёт аэродинамических шумов при движении воздуха, но и то, что механические резонансы в жёстких, но тонких спицах корпуса попросту не живут.

Магнит, помещённый внутрь катушки — опять квинтэссенция. Насколько нам известно, Morel — единственный производитель акустики, использующий гибридные магниты: кольца из неодима и бариевого феррита собраны в узел, генерирующий именно такое поле, какое нужно конструкторам. А нужно им поле особенное: мидбасы Supremo основаны на концепции короткой звуковой катушки (на языке их заокеанских друзей и союзников — underhung voice coil). Это означает: в относительно длинном зазоре магнитной системы ходит относительно короткая катушка, всегда (и вся) остающаяся внутри зазора. В обычных динамиках всё наоборот: зазор короткий, и в нём находится только часть витков катушки. Общая высота «пирога» у 6-дюймовой головки не указывается, но высота той его части, которая перекрыта магнитопроводом (то есть высота зазора) 16 мм, тогда как высота звуковой катушки 5 мм. Принято считать, что в такой конструкции неизменность магнитного поля выше, чем в «нормальной». Точнее, так: нелинейность мало зависит от величины хода диффузора вплоть до максимума.

Резиновый подвес не широкий для головки этого типоразмера, 9 мм, и ощутимо мягкий. Диффузор изготавливается как одно целое (тоже часть фирменной концепции, от которой Morel откажется только разве что одновременно с обращением в ислам). Материал — целлюлоза с покрытием Acuflex, изначально разработанным для купольных среднечастотников и пищалок. Внутренняя полость кольцевых магнитов (керна здесь, как вы понимаете, нет) закрыта шайбой из травлёного поролона, носящей обозначение C.A.R. (Controlled Acoustic Resistance). Как позже покажут измерения, это «не простое украшенье», а очень мощное средство управления механическим демпфированием головки — полученное нами значение Qms сильно отличается от типичного для динамиков такого типа.

Твитер Supremo Piccolo у кого другого назывался бы Grande или что-то в этом роде. Диаметр корпуса 54 мм, диаметр фланца — 67 мм. (У просто Supremo всё в полтора раза больше, он по вновь принятой логике должен был бы носить имя Colossal.) Piccolo по основным узлам повторяет «непикколо»: диаметр катушки 28 мм, такой же диаметр имеет купол из шёлка с покрытием Acuflex, причём его геометрия отличается от общепринятой. Конкретно — намного больше типичной относительная высота купола, это, по науке, затрудняет его работу по оси излучения, поскольку раньше создаются условия для зонной работы, но способствует эффективности излучения под углом к оси, что в условиях машины важнее. По документам единственным отличием Piccolo от полноразмерной Supremo должна быть снизившаяся на 2 дБ чувствительность, в силу иного размера магнита. Однако даже на первый взгляд видно, что задняя камера существенно меньше, и это не может не сказаться на резонансной частоте. Позже измерения подтвердят эту гипотезу. Выводные провода — серебряные Van den Hul; не факт, что при длине 20 см качество провода заметно влияет на звучание, но есть определённые правила соответствия, не следует давать повод для замечаний типа: «а проводочек-то могли бы поставить посолиднее». И ещё: в отличие от «большой» Supremo, сохранность купола которой была почти исключительно на совести обитателей салона машины, у Piccolo предусмотрена сетка с магнитной фиксацией.

Корпуса кроссоверов, в общем, не отличаются от тех, что мы видели в серии Elate. Правда, зажимы здесь помощнее и рассчитаны на использование шестигранника. Обе катушки воздушные, та из них, что стоит в цепи мидбаса, намотана проводом (на глазок) 1,6 мм и выглядит очень душевно. Оба конденсатора полипропиленовые, тот из них, что стоит в цепи пищалки, 400-вольтовый, параллельный конденсатор в цепи мидбаса рассчитан на 100 В. Мощный джампер позволяет установить уровень твитера: +2/0/-2 дБ. Контакты джампера золочёные, что тоже согласуется с правилами соответствия. Формула кроссовера — чистые II + II, без Цобеля. Есть, правда, один нюанс: в ФНЧ мидбаса обнаружился «лишний» резистор, превращающий его в так называемый «странный» фильтр с характеристиками, отличающимися от классического. Входы фильтров ВЧ и НЧ соединены перемычками. Если кроссовер подключён би-ампингом, то перемычки надо удалить, но если вы используете общий канал усиления для мидбаса и твитера, то подключать акустический кабель вместе с перемычками конкретно неудобно.

Джампер кроссовера в состоянии поставки устанавливается в положение «0», после измерений он перекочевал на отметку «+2», и прослушивание начали именно так. Оказалось, изготовитель был прав: верхов на «+2», действительно, многовато, и у них присутствует свистящий «подтекст». Ставим на «0». Количество верхов становится сбалансированным, звучание чистое, хотя остроты всё же слегка не хватает. Бас звучит несколько непривычно: у контрабаса слышен рывок струны, но недостаёт «тела» звучащей ноты. Бас-гитара, которая играет чуть выше, звучит более привлекательно благодаря чёткому и лёгкому рельефу. Всё же режим работы без сабвуфера — не расчётный для этой акустики. Низов не хватает и роялю, отчего он кажется уменьшенным в размерах, а звонкие призвуки в средних регистрах становятся заметными. Женский вокал открыт и несёт отпечаток камерности. Мужские голоса яркие, интонации проработаны очень детально, становится слышен даже сдержанный вдох вокалиста. Скрипки немного нервозны, однако они чётко зафиксированы в пространстве и кажутся осязаемыми. Вообще источники звука очень чётко локализованы по панораме, не привязаны к динамикам, а фокусируются в воздухе, чего мы, собственно, и ждём от акустики высокого класса. И хотя выдающейся глубины сцены (напомним: в нашей конкретной тестовой инсталляции) отмечено не было, чёткость пространственной картинки впечатляет.

Для начала занудно смотрим результаты расчётов. Силовой фактор 5,1 Тл м, масса подвижной системы 13,3 г — тот и другой показатель немного выше среднестатистического для головок 6 дюймов. Чувствительность мидбаса получилась нормальной (хотя и не выдающейся), и общая чувствительность системы от неё ушла недалеко, поскольку твитер хорошо согласован по отдаче с мидбасом. Нелинейные искажения на басах не самые низкие (хотя и не настолько высокие, чтобы служить причиной для недовольства-беспокойства). И здесь есть ещё несколько тонких моментов. Во-первых, когда АЧХ мидбаса имеет восходящий характер в диапазоне от 80 до 125 Гц, результаты измерения гармоник всегда будут немного завышенными. Во-вторых, мы попробовали повысить уровень сигнала ещё на 3 дБ (получили 93 дБ), повторили замер на басах, получили 3,93%. Мораль? Линейность такой системы не то чтобы запредельно высокая, но она не снижается по мере роста звукового давления. Хотите, чтобы «громко и чисто»? Получите.

Теперь — результаты измерения параметров Тиля — Смолла. Здесь нас ждал сюрприз, и не один. Резонансная частота пищалки оказалась не такой, как была заявлена. Мы проверили по уже упоминавшемуся тесту «большой» Supremo — там соответствие было полным. При этом приложенная к нашему комплекту АЧХ подобранной пары пищалок (серийные номера 6041 и 6042) вышла очень похожей на то, что получили мы.

А вот с мидбасом дело серьёзнее, внятного объяснения ситуации у нас нет. Посмотрите в таблицу с заявленными и измеренными параметрами: полное впечатление, что речь идёт о совершенно разных головках. Приведенные изготовителем параметры близки к тем, на которые выйдет этот мидбас в объёме 15 — 20 л, и это, с учётом акустики салона, будет означать ровную АЧХ от 100 Гц и ниже, до самого предела, с отрицательным акустическим усилением, примерно -8 дБ. Может быть, это и имелось в виду, но тогда предупреждать надо. Заодно обнаружилось: SW 6 приживётся и в фазоинверторе объёмом 8 — 9 л, при правильной настройке можно получить идеальную АЧХ в салоне до 30 Гц. В общем, вот такие результаты. А теперь — к звуковому давлению, что-то давно не говорил наш пулемёт системы Clio...

Смотрим на основу основ — АЧХ компонентов Supremo 6 без фильтров, в самом неприкрытом виде. Сразу отмечаем низкую добротность мидбаса при работе в стандартном 35-литровом объёме (ранний и плавный спад на низах) и довольно заметный пик, связанный с формой диффузора (на 1 кГц). Выше этой частоты начинается плавный спад, и это значит, что, когда мы включим его через фильтр НЧ, результирующая АЧХ будет практически свободна от неожиданностей. АЧХ пищалки достаточно ровная (но только при установке «заподлицо» — иные варианты с крупными пищалками лучше и не пробовать, ничего хорошего не получится), а с частоты 17 кГц начинается не слишком крутой, но определённый спад. Из любопытства мы сняли АЧХ «чистого» мидбаса под углом к оси, как видно, до примерно 3 кГц направленность излучения выражена не сильно, это ценное знание пригодится тем, кто предпочтёт поканальное включение головок. Известно: для корректной суммарной работы АЧХ компонентов должна быть гладкой и предсказуемой как минимум на октаву в каждую сторону от частоты раздела. Если частоту выбрать 2 кГц, это требование выполняется. Здесь же приведены импедансные кривые компонентов. Можно заметить, как сказались технологические особенности мидбаса: очень низкая индуктивность звуковой катушки, потому и не потребовалась компенсация в кроссовере, и очень низкое значение Qms, по измерениям — всего около 0,9. Это — прямое следствие работы C.A.R.

АЧХ фильтров по напряжению на реальной нагрузке (в виде компонентов, а не эквивалентов). Кто-то сразу скажет: частота раздела как раз те самые 2 кГц. Не спешите. О частоте раздела можно судить только по звуковому давлению, а здесь мы видим всего лишь, что: а) частота среза фильтра НЧ примерно 1,1 кГц и б) частота среза фильтра ВЧ 3,5 кГц. А АЧХ фильтра НЧ мидбаса действительно отличается от канонической для 2-го порядка, это работает «странный» резистор.

Теперь — АЧХ по звуковому давлению компонентов, подключенных через предназначенные для них фильтры. Частота раздела оказалась 1,9 кГц (что полностью соответствует спецификации), но на этой частоте звуковое давление обеих головок проходит на уровне примерно -8 дБ, а значит, даже при условии, что фазы их излучения полностью совпадают, неизбежен провал 2 дБ. Сейчас посмотрим.

На самом деле провал составил 5 дБ, и это значит, что фазовый угол между излучениями двух головок около 90 градусов. Проверить это не трудно: мы меняли полярность подключения пищалки, и суммарная АЧХ изменялась весьма незначительно. Выход может быть довольно простым: нужно выдвинуть пищалку вперёд на 8 см. И в реальной инсталляции так и надо будет сделать. Но если вы теперь снова вернётесь к первому графику, то сможете заключить: полностью потенциал головок всё же целесообразнее будет реализовать в поканальной системе, выбрав частоту раздела в диапазоне 1,5 — 3 кГц и поиграв характеристиками фильтров.

ЧТО

  • Двухполосная акустика + кроссовер

    КТО

  • Morel Supremo 6 + MXS 2.0

    ПОЧЕМ

  • 41520 + 10680 руб.

    ЭТО — ПЛЮС

  • Редкое качество изготовления
  • Высокий резерв мощности
  • Большие возможности для поканальной системы

    ЭТО — МИНУС

  • Ограниченный басовый потенциал
  • ОДНИМ СЛОВОМ... Акустика для экспертов

    РЕЙТИНГ

  • Конструкция 9
  • Частотная характеристика 8
  • Чувствительность 8
  • Басовый потенциал 7
  • Звук 9
  • Итог 41



  • У нас в каталоге:




    Источник: Журнал «Автозвук»






    Акции

    Получить специальное индивидуальное предложение на продажу и установку Автозвука в свой автомобиль.

    Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2017-05-09
    1 мая магазин работает до 14 часов.
    9 мая магазин не работает.

    2017-04-25
    Акустика Ground Zero GZMW 200X-NEO.

    2017-04-24
    Акустика Kicker: Kicker 43CSC354, Kicker 43CSC44, Kicker 43CSC464, Kicker 43CSC54, Kicker 43CSC654, Kicker 43CSC674, Kicker 43CSC684, Kicker 43CSC6934, Kicker 43CSS654, Kicker 43CSS674, Kicker 43CSS684, Kicker 43CSS694, Kicker 43CST204.

    2017-04-23
    Акустика Art Sound Z.

    2017-04-20
    Акустика Alpine: Alpine SXV-1335E, Alpine SXV-1735E.

    2017-04-19
    Акустика Ground Zero: Ground Zero GZRC 10XII, Ground Zero GZRF 65AL, Ground Zero GZRF 69AL.

    2017-04-17
    Акустика Power Acoustik PRO.654, Edge EDPRO4TX-E4.

    2017-04-11
    Усилитель мощности Kicx SP 4.80AB.

    2017-04-10
    Акустика JL Audio: JL Audio M100-CT-SG-WH, JL Audio M770-CCS-CG-TB, JL Audio M770-CCS-CG-WH, JL Audio M770-CCS-SG-TB, JL Audio M770-CCS-SG-WH.

    2017-04-09
    Акустика Power Acoustik MF-65WT.

    2017-04-09
    Усилители мощности Soundstream MR4.1400D, Soundstream MR5.2000D.

    2017-04-08
    Сабвуфер JBL BassPro Go.

    2017-04-07
    Сабвуфер Ground Zero GZPW 21SPL.

    2017-04-07
    Сабвуферы MTX: MTX RFL12, MTX RFL15, MTX TX812, MTX TX815.

    2017-04-06
    Акустика MTX: MTX TRS504, MTX TRS654.

    2017-04-05
    Акустика Kicx: Kicx AP-503, Kicx AP-653, Kicx SX-502, Kicx SX-652.

    2017-04-05
    Магнитола Prology MPC-50.

    2017-04-03
    Акустика Edge: Edge EDPRO22T-E4, Edge EDPRO8X-E6.

    Почитать

    Новости Focal

    Монитор с DVD-ресивером Kenwood DDX4017BTR

    Смысловая нагрузка.

    Новости Триома

    Сабвуфер Hertz MP 250 D4.3

    Усилитель Audio System X-80.4D

    Новости Ground Zero

    Новое на форуме

    Доброго времени суток! Помогите подобрать динамики на фронт с твитерами и на тыл(без твитов). без установки буфера. Бюджет 15 000 р. Авто Volkswagen Polo ГУ: Pioneer SPH-DA120 Усилок: Kicx . . . . .

    Есть ли смысл замены усилителя? . . . . .

    здравствуйте посоветуйте усилитель для саба audio systems hx10sq в ЗЯ , желательно, чтоб в нем был кроссовер 4 порядка. Сейчас стоит на нем REVOLT RS400.2, мне кажется он слабоват для этого саба и кро . . . . .

    Здравствуйте. Помогите определиться с тыловыми динамиками в полку (размер до 16.5) овалы не влезут. Саба не будет. Автомобиль nissan buebird на фронт уже имеются Hertz DCX 165.3 первое время будет . . . . .

    Всем привет! Ребята, помогите в выборе РСА, система новая и только вот вот будет установлена в авто,компоненты следующие:ГУ Pioneer X-5800BT,фронт вч EOS ET280, нч EOS Maestro HD650+ Audio System M 80 . . . . .

    Доброе время суток. Нужен такой совет. в передних дверях стоят мидбасы из комплекта eos opera es165. купил за недорого комплект hertz hsk165. Вопрос: можно ли заменить мидбас hertz на eos, и споется л . . . . .

    Доброго времени суток, форумчане! Хотел спросить совета перед установкой сетапа. Corolla 100 bz, шумка установлена двери+багажник(полностью). ГУ: Alpine UTE-80B Усь: Pioneer GM-D8604(по 100 на фрон . . . . .

    Доброго времени суток! Умею мазда 3 1 поколение Гу пионер 730 Вч нео 25 Усилитель момо 4.150 Ищу динамики в шташтные места без доработок 16см В пределах 8тысяч рублей Не могу определиться кто с . . . . .

    Приветствую) А вот alpine 195(193)ый по звучанию лучше или alpine cde 178.Мне без поканалки,на компонентную акустику.Мне внешне понравился cde 178. . . . . .

    Здравствуйте, посоветуйте пожалуйста хорошую ПРОЦЕССОРНУЮ мультимедийную магнитолу с встроенным навигатором, с экраном 2 Дин для Киа Рио (2016), с возможностью подключения камеры заднего вида , саббуф . . . . .

    Подскажите пожалуйста. Alpine 9853r и 9855r чем отличаются? Интересует звук и настройки, кроссы. . . . . .

    Ваши отзывы

    Усилитель Mac Audio MPX 4000 → У меня этот усь качал эти динамики раньше MTX RTC693 хорошо играли, разорвал к херам собачьим старый саб Hertz DS 300w, . . . . .

    Акустика Hertz ESK 165.5 → хорошая акустика но цена сильно возросла из за курса долора. в свое время покупал за 5500 щас же я бы не купил их потому . . . . .

    Автомагнитола Panasonic CQ-RX300W → В принципе не плохой модок, но беда с прочтением флэшки в холодной машине...тормозит...как только машина прогрелась, чит . . . . .

    Усилитель Kicx RTS 4.100 → Все пишут что перегривается. Пишите что вы на него цепляется. Четырёх канальные усилители такой мощности точно не предна . . . . .

    Сабвуфер JL Audio 12W6v3-D4 → Мощный зверь! Четко и качественно отыгрывает суб бас от 20 гц. Послужил жирной точкой в оформлении моей акустики и форми . . . . .

    Сабвуфер Intro INT801SW → в пределах автомобиля бас достойный,за пределами автомобиля конечно же жидко. для меня лично более чем достаточно внутр . . . . .

    Усилитель DD Audio D4 → Усилитель не понравился. Своих денег не стоит. Сборка китайская. До него стоял Alpine MRX F30 с заявкой в 2 раза меньше, . . . . .

    Автомагнитола Alpine CDA-117Ri → Послушал месяца 3.Продал.Да звук чистый,по началу нормально.Но надоедает с каждым днём потому что резкий что ни делай . . . . .

    Усилитель Ural AK 5.300 → Стоит в машине уже 4 месяца, за свои деньги отыгрывает на все 5, помех нет, регулирова и .т..п все норм, если руки из жо . . . . .

    Сабвуфер Ground Zero The GERMANATOR → Интересно, этот малыш под сиденье поместится?)))) . . . . .

    Сабвуфер Cadence S2W15-D4v2 → Отличный сабвуфер за свои деньги! Отличный бас! . . . . .

    Ваши установки

    Усилитель Рязаньприбор X1 mk2 в Mersedes-Benz W211

    Автомагнитола Pioneer AVH-X8800BT в Suzuki Grand Vitara

    Сабвуфер MTX RT10-04 в Kia Sportage 3

    Акустика Infinity REF-6520cx в Mazda 3 BL

    Акустика Infinity REF-6522ix в Mazda 3 BL