Четырёхканальный усилитель Focal FPS 4160

Мне понятно, почему многоканальный звук, при его очевидной технологической авантажности, не вызывает к себе столь же трепетного отношения, на грани поклонения (а то и за гранью), как классическое стерео.

Нет в многоканальных системах гармонии, присущей чистому стерео. Там всё какое-то разнопегое, а здесь — два одинаковых канала, которые по концепции стереофонии должны воспроизводить разное (иначе довольно было бы и одного), но чтобы разное было именно настолько разным, чтобы передать заложенное в запись и в музыку (что не совсем одно и то же). А для этого всё, что можно, в двух каналах должно быть одинаковым. Всегда ли это удаётся? Да почти никогда, если специально не постараться. Так, наверное, рассуждал, сидя за рюмкой Kir de Dijon (2/3 Bourgogne Aligote, 1/3 Creme de cassis, впрочем, кому я рассказываю...) на веранде кафе в Сан-Этьене Жак Мауль (или назначенное им лицо, на рецепт напитка это не влияет), замышляя новую серию усилителей Focal Power. Ибо главное отличие этих усилителей от их фирменных предшественников — подчинение требованию максимальной симметрии. Это открытым текстом сказано в названии серии — Focal Power Symmetric, что видно немедленно после распаковки усилителя.

Корпус совершенно, даже подчёркнуто симметричен, относительно одной оси, разумеется. На этой оси располагается встроенный вентилятор охлаждения, с тем, надо полагать, чтобы и условия охлаждения у обеих половин были идентичными. По качеству исполнения и отделки усилитель выглядит более породисто, нежели уже знакомые нам его «родственники» из серии Solid, что, в общем, находится в полном соответствии с фирменной субординацией. Компоновка, по нашей терминологии, «итальянская», а тот факт, что она свойственна также и для «Фокалов», на терминологию не влияет, кто первый придумал, того и тапки. Занимающий стратегическую позицию на корпусе вентилятор включается по своему усмотрению и по мере необходимости. Три боковые грани сплошь заняты литыми радиаторами Т-образной формы. По среднему сечению радиаторов располагаются щелевые отверстия для выхода воздуха, при такой конструкции, чтобы заблокировать охлаждение неудачной установкой, надо очень уж постараться. Насколько можно судить, только в этом, крайнем и нерасчётном случае мощного оребрения радиаторов может не хватить для естественного охлаждения, по крайней мере, в ходе наших испытаний и слушаний вентилятор не включался ни разу. Силовые зажимы принимают кабель до 11 мм в диаметре, акустический кабель может иметь диаметр вполовину меньше, то есть до 5,5 мм. Номинал предохранителей… ну вы и сами видите.

Отверстия для крепежа закрыты сверху резиновыми заглушками. Аналогичные заглушки снизу снабжены отверстиями для крепежа и одновременно являются своего рода ножками. Пара резиновых опор увеличивает габаритную высоту (по сравнению с высотой корпуса) на 6 мм. Опоры позволяют ограничить спектр передаваемых на усилитель вибраций, как показывает практика, такой подход, действительно, помогает улучшить прозрачность звучания на середине.

Название Focal Power Symmetric относится не только к экстерьеру, это было бы поверхностно во всех смыслах. Усилитель построен симметрично и внутри, это, разумеется, главное. Платы каналов 1/2 и 3/4 не одинаковые (это было бы обычно), а являются зеркальным отображением друг друга, а значит, все соответствующие элементы двух схем находятся в одинаковых условиях. Зеркальные тут даже платы фильтров. И даже платы источников питания (у каждой пары каналов свой, общие у них только силовые зажимы). Одним из немногих отклонений от зеркального принципа является схема управления скоростью вентилятора. Плюс ещё гнездо для подключения дистанционного регулятора (входит в комплект), которое расположено на половине каналов 3/4. Естественно, дистанционный регулятор управляет только уровнем этих каналов. Здесь же находится и выключатель Fader, который соединяет входы каналов попарно так, чтобы усилитель мог работать с двумя входами.

Фильтры здесь исчерпывающие. Пределы перестройки от 50 до 5000 Гц (в два диапазона). Фильтры ВЧ и НЧ перестраиваются независимо и могут быть включены одновременно. Увидев на корпусе обозначение среднего положения переключателя BP, я возомнил было, что уже всё знаю: Bypass, типа. Оказалось, знаю пока не всё (эта фаза наступит позже). BP — это режим полосового фильтра во всей его красе, а значит, фильтры не будут служить ограничивающим фактором при подключении би-ампингом любой акустики.

А что будет? Давайте поглядим. При компоновке, которую можно назвать Double Stereo, естественно было бы левый и правый каналы подключить к правой и левой половинам усилителя. Однако фильтры регулируются одновременно для каналов 1/2 и 3/4. Кроме того, если у нас стерео, то и входов надо использовать два, но тогда соединяются попарно входы двух усилителей из левой и правой половин. То есть если вам надо Double Stereo, надо будет не только использовать разветвитель Y-типа, но и оставить без работы замечательные фильтры усилителя. Вероятность такого варианта использования, прямо скажем, невелика, но существует. Для эстетов и перфекционистов. Решив стать на время таковыми, перед прослушиванием мы подключили акустику би-ампингом и с обходом фильтров (использовали пассивные фильтры самой акустики), но обычным образом, задействуя входы 1/2. Что наслушали — немного позже, сейчас надо сказать об интересной особенности FPS. В качестве опции к усилителям этой серии предлагаются блоки фильтрующих конденсаторов для источника питания, имеющие обозначение FPS High-Cap. «В смысле — буферные ёмкости? Эка невидаль», — скажет иной читатель. Ответим иному: отнюдь. Внешние ёмкости — атрибут не первичной (где 12 В с борта), а вторичной цепи источника питания, где несколько иные напряжения, а ёмкостей — две, по одной в плюсовом и минусовом плечах. Поэтому «ёмкостные бустеры» с усилителем соединяются четырёхконтактным приспособлением на недлинном кабеле (25 см). В самом блоке по четыре конденсатора 3300 мкФ (по 6600 мкФ в плече) плюс схема ограничения тока заряда. Поскольку источников питания здесь два, то и внешних блока надо брать два. Впрочем, к этой логике вы должны были уже привыкнуть.

Наконец всё готово к прослушиванию. В качестве музыкального источника мы теперь берём CDпроигрыватель Bryston BCD-1, раз есть, почему не взять? В роли предусилителя используем соответствующую часть интегрального Bryston B100 SST. Контрольные громкоговорители всё те же — Monitor Reference Gold 20. Кабели тоже те же, по счастью, у нас был заготовлен двойной комплект безындуктивных ленточных акустических кабелей. Перечень дисков такой.

1. «Corelli In London. Sonate & Concerti per ? auto». SABAM, 2004.

2. Bob Brozman, «Blues Re? ex». Ruf Records GmbH, 2005.

3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.

4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.

5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.

Чтобы определиться с влиянием FSP High-Cap, к нашему обычному списку мы добавили записи повышенной сложности [1] и [2]. С них, собственно, и начали. И вот что мы услышали.

При подключении выносных блоков неожиданным образом несколько ухудшилась голографичность звуковой картины, в т.ч. и точность пространственных образов. То есть там, где в записи присутствуют многочисленные естественные звучания — флейты, скрипки, виолы и клавесин, как в [1], или же различные гитары плюс китайские колокольчики, как в [2], спокойно можно обойтись и без «навесов». Зато присутствие этих же «бустеров» ощутимо улучшает форму баса, его партии становятся насыщеннее. Иначе говоря, без внешних ёмкостей звук деликатнее, с ними — насыщеннее и динамичнее. Какой вариант предпочтительнее? А всё зависит от того, в какой мере ваш FPS завязан на бас. В этом смысле, возможно, имеет резон не следовать до конца принципу симметрии, воспользовавшись простором для творчества на основе только что обретённого знания. Я имею в виду вот что: предположим, что четырёхканальный FPS назначен работать в системе «фронт — сабвуфер». Тогда разумным будет подключить «бустер» только к сабвуферной половине, закон не запрещает. Другой случай, 2,5-полосный фронт с пассивным делением СЧ/ВЧ. Здесь опять «бустеру» место на половине басового звена. А мы дальнейшее прослушивание проводили без внешних ёмкостей и совершенно не были разочарованы.

Звуковой образ голоса Челентано [3] чётко зафиксирован, интонации аккуратно проработаны. Звук живой, в том смысле, что при некотором опыте ясно ощущаются особенности студийной работы музыкантов. В ударе по струнам акустической гитары чувствуется каждая. Басовому барабану не хватает раскованности, он кажется осторожным. Зато в треке 10 очень ясно слышна партия гармоники на третьем плане. Надо было начать с трека 4 диска [5], там поют, хоть и на старинном, но французском, для усилителя Focal этот язык должен быть почти родным. Зал большой и звонкий, похожий на храм. Многоголосый вокал звучит детально и спокойно — многие даже неплохие усилители в погоне за деталями начинают выдёргивать их из контекста. Трек 12 с диска [4]. Динамика церковного колокола не пугает, зато фантомы затухающих послезвучий почти зримо качаются между колонками, как маятник старых часов. Японский барабан (трек 11) звучит довольно сдержанно. Всё же это больше орудие психологического воздействия, а здесь — музыкальный инструмент. При наличии навесных конденсаторов (нарочно ещё раз подключили) мощи у него сразу прибавляется, хотя напугать он всё же не в силах. В общем, если к симметрии подойти с фантазией, от FPS можно добиться многого...

Выходной мощности для фронтов тут с запасом, даже для работы с сабвуфером достаточно, получится как минимум 400 Вт в мосту (4 Ом). Приращение мощности с переходом на нагрузку 2 Ом составило 81% — такие показатели чаще встречаются у эспиэльных усилителей. А ведь верно говорят: хороший источник питания — половина успеха. Поскольку запас мощности налицо, мы испытали усилитель и на высокоомную (для car audio) нагрузку. График свидетельствует: имеет смысл. Мощность на 8 Ом составляет больше 60 Вт RMS (при КНИ = 1%), искажения во всём рабочем диапазоне выходной мощности не превышают 0,03%, а известные пироги и пышки, сопровождающие работу на 8 Ом (улучшение демпфирования и пр.) никто не отменял.

Частотный диапазон поверху далеко не самый широкий, хотя быстродействие — на уровне. По переходному затуханию я привожу на этот раз три значения, те, что в скобках, соответствуют каналам из разных групп (3 и 1/3 и 2). Судя по всему, проблема в цепях, связанных с коммутатором входов. Так что максимальное разделение именно между каналами из своей группы (Л-П), а потому при би-ампинге имеет смысл подключаться традиционным образом — к входам 1/2. Симметрия усилителя в таком случае послужит иным целям, нежели максимальная идентичность стереоканалов — сведёт к минимуму взаимное влияние каналов, работающих в разных частотных полосах. При подключении ёмкостной нагрузки потребляемый ток на несколько процентов падает, в выходном сигнале изменения обнаружить не удаётся.

Очень хотелось в ходе измерений обнаружить разницу в поведении усилителя, обусловленную наличием дополнительных ёмкостей, инструментально. Для этого мы даже зафиксировали воспроизведение коротких импульсов с частотой следования 1600 Гц. Амплитуда была установлена до начала ограничения (при отсутствии «бустеров»). Однако осциллограммы оказались неотличимы, слух всё же — инструмент более чувствительный.

Фильтр НЧ перестраивается (в две ступени, как вы помните) от 61,0 до 521 Гц либо от 545 до 4570 Гц. На нижнем диапазоне добротность несколько выше баттервортовской, отсюда эксцесс 0,3 дБ и крутизна спада 12,3 дБ/окт. На верхнем диапазоне у нас (то есть у них) чистый Баттерворт с измеренной крутизной 11,6 дБ/окт. У фильтра ВЧ добротность несколько меняется, соответственно, меняется и крутизна: от 11,0 до 11,8 дБ/окт. на нижнем диапазоне и от 10,6 до 12,0 дБ/окт. — на верхнем. Впрочем, эти изменения имеют больше умозрительное, нежели практическое значение, форма АЧХ остаётся достаточно стабильной. Диапазоны перестройки фильтра ВЧ: 52,2 — 475 Гц и 502 — 4550 Гц. Для порядка мы дали также характеристики полосовых фильтров в двух крайних положениях регуляторов (оба на минимум и оба на максимум). Естественно, доступны и все промежуточные варианты АЧХ.

  • Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 128/231
  • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,042/0,061
  • Входная чувствительность, В 0,22 — 5,8
  • Отношение сигнал/шум, дБА 92,5
  • Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 73/(54/70)
  • Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 13 — 24000
  • Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 10,7
  • Ток холостого хода, А 2,0
  • Габариты, мм 417 х 250 х 53


    У нас в каталоге:




    Источник: Журнал «Автозвук»






  • Акции

    Получить специальное индивидуальное предложение на продажу и установку Автозвука в свой автомобиль.

    Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2017-05-09
    1 мая магазин работает до 14 часов.
    9 мая магазин не работает.

    2017-04-29
    Акустика Rainbow: Rainbow SL-C3.2, Rainbow SL-C5.2, Rainbow SL-C6.2, Rainbow SL-C6.3, Rainbow SL-M3, Rainbow SL-T25, Rainbow SL-W5, Rainbow SL-W6, Rainbow SL-C6.2 Pro, Rainbow SL-C6.3 Pro, Rainbow SL-C6.3 Pro Active, Rainbow SL-C6.3 Pro Semi Active, Rainbow SL-T25 Pro, Rainbow SL-W6 Pro.

    2017-04-28
    Автомагнитола Sony WX-XB100BT.

    2017-04-27
    Акустика Rainbow: Rainbow GL-C3.2 Semi Active, Rainbow GL-C6.2, Rainbow GL-C6.2 Active, Rainbow GL-C6.3, Rainbow GL-C6.3 Active, Rainbow GL-C6.3 Semi Active, Rainbow GL-M3 P, Rainbow GL-T20, Rainbow GL-T26, Rainbow GL-W6.

    2017-04-26
    Акустика Rainbow: Rainbow CS 260.30 Active, Rainbow CS 275.28, Rainbow CS 275.28 Active, Rainbow CS 360.30 Active, Rainbow MR 100, Rainbow PL-M3P, Rainbow PL-W6C, Rainbow PL-W6P.

    2017-04-26
    Корпусные сабвуферы Kicx: Kicx Z12-2B, Kicx ZC15B.

    2017-04-25
    Акустика Ground Zero GZMW 200X-NEO.

    2017-04-24
    Акустика Kicker: Kicker 43CSC354, Kicker 43CSC44, Kicker 43CSC464, Kicker 43CSC54, Kicker 43CSC654, Kicker 43CSC674, Kicker 43CSC684, Kicker 43CSC6934, Kicker 43CSS654, Kicker 43CSS674, Kicker 43CSS684, Kicker 43CSS694, Kicker 43CST204.

    2017-04-23
    Акустика Art Sound Z.

    2017-04-20
    Акустика Alpine: Alpine SXV-1335E, Alpine SXV-1735E.

    2017-04-19
    Акустика Ground Zero: Ground Zero GZRC 10XII, Ground Zero GZRF 65AL, Ground Zero GZRF 69AL.

    2017-04-17
    Акустика Power Acoustik PRO.654, Edge EDPRO4TX-E4.

    2017-04-11
    Усилитель мощности Kicx SP 4.80AB.

    2017-04-10
    Акустика JL Audio: JL Audio M100-CT-SG-WH, JL Audio M770-CCS-CG-TB, JL Audio M770-CCS-CG-WH, JL Audio M770-CCS-SG-TB, JL Audio M770-CCS-SG-WH.

    2017-04-09
    Акустика Power Acoustik MF-65WT.

    2017-04-09
    Усилители мощности Soundstream MR4.1400D, Soundstream MR5.2000D.

    2017-04-08
    Сабвуфер JBL BassPro Go.

    2017-04-07
    Сабвуфер Ground Zero GZPW 21SPL.

    Почитать

    Новости CarDSP

    Новости Pioneer

    Новости Focal

    Монитор с DVD-ресивером Kenwood DDX4017BTR

    Смысловая нагрузка.

    Новости Триома

    Сабвуфер Hertz MP 250 D4.3

    Новое на форуме

    Кенвуд DDX6016BTR на Prado 120. Посоветуйте в дополнение усилитель и саб. В пределах разумного. . . . . .

    Подскажие, какой адапер кнопок руля нужен для дружбы кевуда DDX9716BTSR и субары оутбек 11 года ? Спасибо. . . . . .

    Категорически приветствую ! Подарили на день рождения усилитель alpine bbx f1200, по хар-кам там всего 50w на канал, возможно ли подобрать к нему пасивный сабвуфер? . . . . .

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, авто Prado 120. Хочу заменить старое родное ГУ. Рассматриваю Кенвуд DDX6016BTR. Хочется удобное ГУ с управлением на руле, камерой заднего вида и нормальный звук . . . . .

    Парни-специалисты, порекомендуйте, пожалуйста все провода(И какой, для какого подключения) для подключения вот этого: 1. Alpine iDA-X305 + ipod 2. Eton POW 172.2 Compression 3. Audio System X-80. . . . . .

    Приветствую Парни! Подскажите процессорные ГУ только Pioneer и Alpine? посоветуйте 2DIN с мультимедиа? . . . . .

    Всем привет, собираю музыку, голова pioneer 88rs||, акустика Focal K2 Power 165KR, усилитель стоит DLS MA41, но думаю заменить его на другой, какой посоветуете к этой акустики?! Склоняюсь к Audison Lr . . . . .

    Доброго времени суток! Помогите подобрать динамики на фронт с твитерами и на тыл(без твитов). без установки буфера. Бюджет 15 000 р. Авто Volkswagen Polo ГУ: Pioneer SPH-DA120 Усилок: Kicx . . . . .

    Есть ли смысл замены усилителя? . . . . .

    здравствуйте посоветуйте усилитель для саба audio systems hx10sq в ЗЯ , желательно, чтоб в нем был кроссовер 4 порядка. Сейчас стоит на нем REVOLT RS400.2, мне кажется он слабоват для этого саба и кро . . . . .

    Здравствуйте. Помогите определиться с тыловыми динамиками в полку (размер до 16.5) овалы не влезут. Саба не будет. Автомобиль nissan buebird на фронт уже имеются Hertz DCX 165.3 первое время будет . . . . .

    Ваши отзывы

    Сабвуфер Clarion SRV202 → Для седана будет недостаточно, для хэтча/универсала вполне себе ничего, на правильно настроенной аудиосистеме не разочар . . . . .

    Автомагнитола Alpine CDE-193BT → Приобрел такой аппарат. Многое нравится, шикарно читает форматы как с флэшки так и с диска и довольно шустро на все кома . . . . .

    Усилитель Mac Audio MPX 4000 → У меня этот усь качал эти динамики раньше MTX RTC693 хорошо играли, разорвал к херам собачьим старый саб Hertz DS 300w, . . . . .

    Акустика Hertz ESK 165.5 → хорошая акустика но цена сильно возросла из за курса долора. в свое время покупал за 5500 щас же я бы не купил их потому . . . . .

    Автомагнитола Panasonic CQ-RX300W → В принципе не плохой модок, но беда с прочтением флэшки в холодной машине...тормозит...как только машина прогрелась, чит . . . . .

    Усилитель Kicx RTS 4.100 → Все пишут что перегривается. Пишите что вы на него цепляется. Четырёх канальные усилители такой мощности точно не предна . . . . .

    Сабвуфер JL Audio 12W6v3-D4 → Мощный зверь! Четко и качественно отыгрывает суб бас от 20 гц. Послужил жирной точкой в оформлении моей акустики и форми . . . . .

    Сабвуфер Intro INT801SW → в пределах автомобиля бас достойный,за пределами автомобиля конечно же жидко. для меня лично более чем достаточно внутр . . . . .

    Усилитель DD Audio D4 → Усилитель не понравился. Своих денег не стоит. Сборка китайская. До него стоял Alpine MRX F30 с заявкой в 2 раза меньше, . . . . .

    Автомагнитола Alpine CDA-117Ri → Послушал месяца 3.Продал.Да звук чистый,по началу нормально.Но надоедает с каждым днём потому что резкий что ни делай . . . . .

    Усилитель Ural AK 5.300 → Стоит в машине уже 4 месяца, за свои деньги отыгрывает на все 5, помех нет, регулирова и .т..п все норм, если руки из жо . . . . .

    Ваши установки

    Усилитель Рязаньприбор X1 mk2 в Mersedes-Benz W211

    Автомагнитола Pioneer AVH-X8800BT в Suzuki Grand Vitara

    Сабвуфер MTX RT10-04 в Kia Sportage 3

    Акустика Infinity REF-6520cx в Mazda 3 BL

    Акустика Infinity REF-6522ix в Mazda 3 BL