Четырёхканальный усилитель Focal FPS 4160

Мне понятно, почему многоканальный звук, при его очевидной технологической авантажности, не вызывает к себе столь же трепетного отношения, на грани поклонения (а то и за гранью), как классическое стерео.

Нет в многоканальных системах гармонии, присущей чистому стерео. Там всё какое-то разнопегое, а здесь — два одинаковых канала, которые по концепции стереофонии должны воспроизводить разное (иначе довольно было бы и одного), но чтобы разное было именно настолько разным, чтобы передать заложенное в запись и в музыку (что не совсем одно и то же). А для этого всё, что можно, в двух каналах должно быть одинаковым. Всегда ли это удаётся? Да почти никогда, если специально не постараться. Так, наверное, рассуждал, сидя за рюмкой Kir de Dijon (2/3 Bourgogne Aligote, 1/3 Creme de cassis, впрочем, кому я рассказываю...) на веранде кафе в Сан-Этьене Жак Мауль (или назначенное им лицо, на рецепт напитка это не влияет), замышляя новую серию усилителей Focal Power. Ибо главное отличие этих усилителей от их фирменных предшественников — подчинение требованию максимальной симметрии. Это открытым текстом сказано в названии серии — Focal Power Symmetric, что видно немедленно после распаковки усилителя.

Корпус совершенно, даже подчёркнуто симметричен, относительно одной оси, разумеется. На этой оси располагается встроенный вентилятор охлаждения, с тем, надо полагать, чтобы и условия охлаждения у обеих половин были идентичными. По качеству исполнения и отделки усилитель выглядит более породисто, нежели уже знакомые нам его «родственники» из серии Solid, что, в общем, находится в полном соответствии с фирменной субординацией. Компоновка, по нашей терминологии, «итальянская», а тот факт, что она свойственна также и для «Фокалов», на терминологию не влияет, кто первый придумал, того и тапки. Занимающий стратегическую позицию на корпусе вентилятор включается по своему усмотрению и по мере необходимости. Три боковые грани сплошь заняты литыми радиаторами Т-образной формы. По среднему сечению радиаторов располагаются щелевые отверстия для выхода воздуха, при такой конструкции, чтобы заблокировать охлаждение неудачной установкой, надо очень уж постараться. Насколько можно судить, только в этом, крайнем и нерасчётном случае мощного оребрения радиаторов может не хватить для естественного охлаждения, по крайней мере, в ходе наших испытаний и слушаний вентилятор не включался ни разу. Силовые зажимы принимают кабель до 11 мм в диаметре, акустический кабель может иметь диаметр вполовину меньше, то есть до 5,5 мм. Номинал предохранителей… ну вы и сами видите.

Отверстия для крепежа закрыты сверху резиновыми заглушками. Аналогичные заглушки снизу снабжены отверстиями для крепежа и одновременно являются своего рода ножками. Пара резиновых опор увеличивает габаритную высоту (по сравнению с высотой корпуса) на 6 мм. Опоры позволяют ограничить спектр передаваемых на усилитель вибраций, как показывает практика, такой подход, действительно, помогает улучшить прозрачность звучания на середине.

Название Focal Power Symmetric относится не только к экстерьеру, это было бы поверхностно во всех смыслах. Усилитель построен симметрично и внутри, это, разумеется, главное. Платы каналов 1/2 и 3/4 не одинаковые (это было бы обычно), а являются зеркальным отображением друг друга, а значит, все соответствующие элементы двух схем находятся в одинаковых условиях. Зеркальные тут даже платы фильтров. И даже платы источников питания (у каждой пары каналов свой, общие у них только силовые зажимы). Одним из немногих отклонений от зеркального принципа является схема управления скоростью вентилятора. Плюс ещё гнездо для подключения дистанционного регулятора (входит в комплект), которое расположено на половине каналов 3/4. Естественно, дистанционный регулятор управляет только уровнем этих каналов. Здесь же находится и выключатель Fader, который соединяет входы каналов попарно так, чтобы усилитель мог работать с двумя входами.

Фильтры здесь исчерпывающие. Пределы перестройки от 50 до 5000 Гц (в два диапазона). Фильтры ВЧ и НЧ перестраиваются независимо и могут быть включены одновременно. Увидев на корпусе обозначение среднего положения переключателя BP, я возомнил было, что уже всё знаю: Bypass, типа. Оказалось, знаю пока не всё (эта фаза наступит позже). BP — это режим полосового фильтра во всей его красе, а значит, фильтры не будут служить ограничивающим фактором при подключении би-ампингом любой акустики.

А что будет? Давайте поглядим. При компоновке, которую можно назвать Double Stereo, естественно было бы левый и правый каналы подключить к правой и левой половинам усилителя. Однако фильтры регулируются одновременно для каналов 1/2 и 3/4. Кроме того, если у нас стерео, то и входов надо использовать два, но тогда соединяются попарно входы двух усилителей из левой и правой половин. То есть если вам надо Double Stereo, надо будет не только использовать разветвитель Y-типа, но и оставить без работы замечательные фильтры усилителя. Вероятность такого варианта использования, прямо скажем, невелика, но существует. Для эстетов и перфекционистов. Решив стать на время таковыми, перед прослушиванием мы подключили акустику би-ампингом и с обходом фильтров (использовали пассивные фильтры самой акустики), но обычным образом, задействуя входы 1/2. Что наслушали — немного позже, сейчас надо сказать об интересной особенности FPS. В качестве опции к усилителям этой серии предлагаются блоки фильтрующих конденсаторов для источника питания, имеющие обозначение FPS High-Cap. «В смысле — буферные ёмкости? Эка невидаль», — скажет иной читатель. Ответим иному: отнюдь. Внешние ёмкости — атрибут не первичной (где 12 В с борта), а вторичной цепи источника питания, где несколько иные напряжения, а ёмкостей — две, по одной в плюсовом и минусовом плечах. Поэтому «ёмкостные бустеры» с усилителем соединяются четырёхконтактным приспособлением на недлинном кабеле (25 см). В самом блоке по четыре конденсатора 3300 мкФ (по 6600 мкФ в плече) плюс схема ограничения тока заряда. Поскольку источников питания здесь два, то и внешних блока надо брать два. Впрочем, к этой логике вы должны были уже привыкнуть.

Наконец всё готово к прослушиванию. В качестве музыкального источника мы теперь берём CDпроигрыватель Bryston BCD-1, раз есть, почему не взять? В роли предусилителя используем соответствующую часть интегрального Bryston B100 SST. Контрольные громкоговорители всё те же — Monitor Reference Gold 20. Кабели тоже те же, по счастью, у нас был заготовлен двойной комплект безындуктивных ленточных акустических кабелей. Перечень дисков такой.

1. «Corelli In London. Sonate & Concerti per ? auto». SABAM, 2004.

2. Bob Brozman, «Blues Re? ex». Ruf Records GmbH, 2005.

3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.

4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.

5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.

Чтобы определиться с влиянием FSP High-Cap, к нашему обычному списку мы добавили записи повышенной сложности [1] и [2]. С них, собственно, и начали. И вот что мы услышали.

При подключении выносных блоков неожиданным образом несколько ухудшилась голографичность звуковой картины, в т.ч. и точность пространственных образов. То есть там, где в записи присутствуют многочисленные естественные звучания — флейты, скрипки, виолы и клавесин, как в [1], или же различные гитары плюс китайские колокольчики, как в [2], спокойно можно обойтись и без «навесов». Зато присутствие этих же «бустеров» ощутимо улучшает форму баса, его партии становятся насыщеннее. Иначе говоря, без внешних ёмкостей звук деликатнее, с ними — насыщеннее и динамичнее. Какой вариант предпочтительнее? А всё зависит от того, в какой мере ваш FPS завязан на бас. В этом смысле, возможно, имеет резон не следовать до конца принципу симметрии, воспользовавшись простором для творчества на основе только что обретённого знания. Я имею в виду вот что: предположим, что четырёхканальный FPS назначен работать в системе «фронт — сабвуфер». Тогда разумным будет подключить «бустер» только к сабвуферной половине, закон не запрещает. Другой случай, 2,5-полосный фронт с пассивным делением СЧ/ВЧ. Здесь опять «бустеру» место на половине басового звена. А мы дальнейшее прослушивание проводили без внешних ёмкостей и совершенно не были разочарованы.

Звуковой образ голоса Челентано [3] чётко зафиксирован, интонации аккуратно проработаны. Звук живой, в том смысле, что при некотором опыте ясно ощущаются особенности студийной работы музыкантов. В ударе по струнам акустической гитары чувствуется каждая. Басовому барабану не хватает раскованности, он кажется осторожным. Зато в треке 10 очень ясно слышна партия гармоники на третьем плане. Надо было начать с трека 4 диска [5], там поют, хоть и на старинном, но французском, для усилителя Focal этот язык должен быть почти родным. Зал большой и звонкий, похожий на храм. Многоголосый вокал звучит детально и спокойно — многие даже неплохие усилители в погоне за деталями начинают выдёргивать их из контекста. Трек 12 с диска [4]. Динамика церковного колокола не пугает, зато фантомы затухающих послезвучий почти зримо качаются между колонками, как маятник старых часов. Японский барабан (трек 11) звучит довольно сдержанно. Всё же это больше орудие психологического воздействия, а здесь — музыкальный инструмент. При наличии навесных конденсаторов (нарочно ещё раз подключили) мощи у него сразу прибавляется, хотя напугать он всё же не в силах. В общем, если к симметрии подойти с фантазией, от FPS можно добиться многого...

Выходной мощности для фронтов тут с запасом, даже для работы с сабвуфером достаточно, получится как минимум 400 Вт в мосту (4 Ом). Приращение мощности с переходом на нагрузку 2 Ом составило 81% — такие показатели чаще встречаются у эспиэльных усилителей. А ведь верно говорят: хороший источник питания — половина успеха. Поскольку запас мощности налицо, мы испытали усилитель и на высокоомную (для car audio) нагрузку. График свидетельствует: имеет смысл. Мощность на 8 Ом составляет больше 60 Вт RMS (при КНИ = 1%), искажения во всём рабочем диапазоне выходной мощности не превышают 0,03%, а известные пироги и пышки, сопровождающие работу на 8 Ом (улучшение демпфирования и пр.) никто не отменял.

Частотный диапазон поверху далеко не самый широкий, хотя быстродействие — на уровне. По переходному затуханию я привожу на этот раз три значения, те, что в скобках, соответствуют каналам из разных групп (3 и 1/3 и 2). Судя по всему, проблема в цепях, связанных с коммутатором входов. Так что максимальное разделение именно между каналами из своей группы (Л-П), а потому при би-ампинге имеет смысл подключаться традиционным образом — к входам 1/2. Симметрия усилителя в таком случае послужит иным целям, нежели максимальная идентичность стереоканалов — сведёт к минимуму взаимное влияние каналов, работающих в разных частотных полосах. При подключении ёмкостной нагрузки потребляемый ток на несколько процентов падает, в выходном сигнале изменения обнаружить не удаётся.

Очень хотелось в ходе измерений обнаружить разницу в поведении усилителя, обусловленную наличием дополнительных ёмкостей, инструментально. Для этого мы даже зафиксировали воспроизведение коротких импульсов с частотой следования 1600 Гц. Амплитуда была установлена до начала ограничения (при отсутствии «бустеров»). Однако осциллограммы оказались неотличимы, слух всё же — инструмент более чувствительный.

Фильтр НЧ перестраивается (в две ступени, как вы помните) от 61,0 до 521 Гц либо от 545 до 4570 Гц. На нижнем диапазоне добротность несколько выше баттервортовской, отсюда эксцесс 0,3 дБ и крутизна спада 12,3 дБ/окт. На верхнем диапазоне у нас (то есть у них) чистый Баттерворт с измеренной крутизной 11,6 дБ/окт. У фильтра ВЧ добротность несколько меняется, соответственно, меняется и крутизна: от 11,0 до 11,8 дБ/окт. на нижнем диапазоне и от 10,6 до 12,0 дБ/окт. — на верхнем. Впрочем, эти изменения имеют больше умозрительное, нежели практическое значение, форма АЧХ остаётся достаточно стабильной. Диапазоны перестройки фильтра ВЧ: 52,2 — 475 Гц и 502 — 4550 Гц. Для порядка мы дали также характеристики полосовых фильтров в двух крайних положениях регуляторов (оба на минимум и оба на максимум). Естественно, доступны и все промежуточные варианты АЧХ.

  • Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 128/231
  • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,042/0,061
  • Входная чувствительность, В 0,22 — 5,8
  • Отношение сигнал/шум, дБА 92,5
  • Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 73/(54/70)
  • Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 13 — 24000
  • Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 10,7
  • Ток холостого хода, А 2,0
  • Габариты, мм 417 х 250 х 53


    Посмотреть Focal FPS 4160 у нас в каталоге



    Источник: Журнал «Автозвук»




  • Акции

    Получить специальное индивидуальное предложение на продажу и установку Автозвука в свой автомобиль.

    Скидка 3490 рублей на комплект сабвуфер Alpine SBG-1244BP + усилитель мощности Alpine PMX-T320.

    Скидка 12890 рублей на комплект сабвуфер Ground Zero GZRB 2.250SPL + усилитель мощности Kicx QS 1.600.

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2017-01-19
    Усилитель мощности Focal Auditor AP-4340.

    2017-01-19
    Сабвуферы Focal: Focal Auditor RSB-250, Focal Auditor RSB-300.

    2017-01-19
    Акустика Focal: Focal Auditor RCX-100, Focal Auditor RCX-130, Focal Auditor RCX-165, Focal Auditor RCX-570, Focal Auditor RCX-690, Focal Auditor RSE-130, Focal Auditor RSE-165.

    2017-01-19
    Усилители мощности Eton: Eton Stage 4 DSP, Eton Stage 6 DSP.

    2017-01-19
    Акустика Eton POW 200.2 Compression.

    2017-01-19
    Активный сабвуфер Eton RES 11.

    2017-01-19
    Сабвуфер Eton Move M10.

    2017-01-19
    Акустика Eton: Eton UG Fiat F2.1, Eton UG Opel RX2.1.

    2017-01-18
    Усилитель мощности Ground Zero GZRA 1.2500DX.

    2017-01-18
    Акустика Polk Audio: Polk Audio DB402, Polk Audio DB462, Polk Audio DB522, Polk Audio DB5252, Polk Audio DB572, Polk Audio DB6502, Polk Audio DB652, Polk Audio DB692.

    2017-01-17
    Акустика Kenwood: Kenwood KFC-PS504P, Kenwood KFC-PS704P.

    2017-01-16
    Усилители мощности DLS: DLS Performance P10, DLS Performance P20, DLS Performance P40, DLS Performance P44.

    2017-01-16
    Сабвуфер JVC CW-DR120.

    2017-01-14
    Магнитола Pioneer MVH-AV190.

    2017-01-14
    Акустика Magnat: Magnat Pro Selection 102, Magnat Pro Selection 132, Magnat Pro Selection 162, Magnat Pro Selection 213, Magnat Pro Selection 216.

    2017-01-11
    Усилители мощности Kicker: Kicker KXA1200.1, Kicker KXA1600.1, Kicker KXA2400.1, Kicker KXA400.1, Kicker KXA400.2, Kicker KXA400.4, Kicker KXA800.1, Kicker KXA800.5.

    2017-01-11
    Морская акустика Rockford Fosgate: Rockford Fosgate PM2652W, Rockford Fosgate PM282W-B, Rockford Fosgate RM1652W-MB.

    2017-01-09
    Сабвуферы Kicker: Kicker 44DCWC102, Kicker 44DCWC122, Kicker 44DL7S122, Kicker 44TCWC102, Kicker 44TCWC104, Kicker 44TL7S102, Kicker 44VCWC122, Kicker 44VCWC124, Kicker 44VL7S122.

    Почитать

    Новости Alpine

    Акустика Aura Sound Equipment

    Новости Pioneer

    Компонентная акустика Focal ISS 200

    JVC 2017

    Сабвуферы Audison Prima

    Kenwood 2017

    Новое на форуме

    Подскажите Пожалуйста! Хочу установить в шевроле лачетти хэтчбек: 1) Автомагнитола Pioneer MVH-190UBG http://www.auto-hifi.ru/auto/model.php?mode=MV H-190UBG 2) 2-компонентная акусти . . . . .

    Кто нибудь сталкивался с Boston Acoustics GT-20? Интересует на ВЧ . . . . .

    Приветствую! Помогите подобрать входа и выходов на усь Audio System R 105.4? . . . . .

    Жека 13, ну и как тебе 730ый пион? . . . . .

    Подскажите! к усю Kicx QS 1.600 я смогу подключить фронт Morel Tempo 6? если да что посоветуете? . . . . .

    Всем привет! Имею г.у.Pioneer FH-X720BT+ усилок Alpine BBX-F1200 . Вопрос простой , потянут ли эти устройства такой саб.- Alpine SBG-844BR ? Второе , какие компонентки будут наиболее оптимальны в . . . . .

    подскажите. есть dls mad 15. какой лучше саб к нему взять из вариантов mtx t812s-44 или PIONEER TS-W3002D2? хочу мощь. слушаю хаус. дипхаус. . . . . .

    не проходите мимо , не бросайте в беде помогите с твитерами. мужики , достался комплект морель темпо 6 за символическую сумму.крос и мид НО без твитеров...усилок у меня длс хм40 выбор стоит между . . . . .

    Всем привет. Посоветуйте хороший усилитель для DLS R6A LE . . . . .

    Привет парни. Подскажите годный 4х канальный усилитель под фронт Infinity Kappa Perfect 600, Kappa Perfect 300m + тыл Infinity KAP-693.11i. Всем добра!!! . . . . .

    Всем привет! Парни, посоветуйте усилитель на ВЧ. Audio System X100.2 или Audio System CO95.2 ? Сейчас стоит : Audio System R105.4 на фронт DLS RM6.2 LE и тыл Infinity Reference 652i ; и Audio Sys . . . . .

    Ваши отзывы

    Сабвуфер Pioneer TS-W254R → Этот сабвуфер просто находка SQ .Установил в ЗЯ обьем 40-50 литров . Бас мягкий приятный на слух и голова от его не боли . . . . .

    Акустика DLS RMC6.2 → При покупке сомневался. Хотел morel tempo ultra 602 брать и в последний момент взял DLS RMC6.2. Подкупил огромный магнит . . . . .

    Сабвуфер Prology AT-1000 → Поставил в ВАЗ 2114 для своей цены вполне достойный саб звучит нормально разборчиво при средней мощности звука дребезжит . . . . .

    Автомагнитола Pioneer DEH-X5800BT → Брал магнитолы в основном из-за Вluetooth. В этой моделе он работает отлично, все хорошо слышно и можно подключать 2 тел . . . . .

    Автомагнитола Hyundai H-CMD4028 → эта балалайка оскорбление человеческого достоинства. редкое г... . . . . .

    Автомагнитола Sony CDX-G3200UV → CDX-G3200UV лучший вариант из всех существующих от sony: - не FD (производная D - класса усилителей изначально предназн . . . . .

    Акустика Ural AK-M → Купил такие колонки по рекомендации продавца.Был не доволен первое время.Так как они были основным источником баса,и это . . . . .

    Автомагнитола Pioneer DEH-X5900BT → Купил эту магнитолу в первую очередь из-за втроенного звукового процессора, который без проблем позволил построить грамо . . . . .

    Автомагнитола Pioneer DEH-X8700BT → Купил такую магнитолу, т.к. в ней есть все, что только может понадобиться. Диск, флешка, очень информативный дисплей с о . . . . .

    Автомагнитола Pioneer AVH-3800DVD → Я считаю, что это просто промзведение инженерного искусства, умудриться выполнить такой аппарат в формате 1 DIN!! Моторе . . . . .

    Автомагнитола Pioneer DEH-X7650SD → Магнитола привлекла внимание крутым дизайном, который отлично вписался в интерьер авто. Удобно, что по USB можно подключ . . . . .

    Ваши установки

    Акустика DLS T25 в Mitsubishi Lancer X

    Акустика DLS MB6.2 в Toyota Carina

    Автомагнитола Pioneer AVH-180G в Renault Logan

    Сабвуфер Polk Audio MM1040 в Subaru Forester SG5

    Автомагнитола Pioneer AVH-X5800BT в Chevrolet Cruze