Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3



Когда в составе серии, идущей в затылок к топовой Mille Legend, появляется коаксиальная акустика, трудно удержаться от вопроса: «Что этим хотел сказать автор?»

СТАВИМ ТОЧКУ

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Наверняка было что сказать, а то бы промолчали. Итальянцы вообще не любят показывать остальному миру полдела. Не потому что считают остальной мир… Ну просто – не любят.

Впрочем, главное, что хотели сказать авторы разработки, отчётливо видно на самом первом снимке. Шестидюймовая коаксиальная акустика серии Mille Pro реализована по принципу точечного излучателя, когда пищалка установлена не на стойке в центре диффузора, загораживая в зависимости от угла излучения то одну его часть, то другую, а в самом центре, в точке пересечения образующих диффузора и работает с ним настолько в гармонии, насколько реальный мир близок к абстрактной модели.

Строго лингвистически такие динамики полагалось бы называть не «коаксиальными», то есть имеющими общую ось, а «концентрическими», то есть – с общим центром излучения. Впрочем, погодите, они же и сами так написали, на упаковке: Two way concentric coaxial. Знали, выходит, что хотели сказать…

За такие конструкции в разное время брались многие и достигали успеха в очень разной степени. Главная проблема в том, что пищалка – никакая не точка. У неё есть размеры. Её надо поместить внутрь звуковой катушки. Увеличим её диаметр – отберём часть площади у диффузора, ведь это – не мидбас с колпаком в центре, а мидбасовая часть коаксиала с дыркой в том же центре. А пищалка всё равно получается небольшой, откуда уменьшенная чувствительность и повышенная нижняя граничная частота.

Вот в этой паутине и бились многие вполне уважаемые производители акустики, многие рано или поздно бросали биться. Посмотрим, что получилось у Hertz.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Заглядывая с тыла, видим: та же оптимизированная для всех компонентов Mille литая корзина, материал диффузора – вновь целлюлоза с армирующими волокнами, с вводящим в заблуждение полимерным покрытием с лицевой стороны (вы уже видели и подумали, что полипропилен).

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Габаритные размеры «концентрика» MPX 165.3 совпадают с размерами компонентного мидбаса того же калибра MP 165.3 до миллиметра (именно, одного). Там посадочная глубина 63 мм. Опытный глаз, однако, заметит: здесь диаметр звуковой катушки больше. У компонентника – традиционные 25 мм, здесь – 36. Туда ведь ещё пищалку грузить.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Гофр и здесь – Boundary Free. Коаксиалу, уже пожертвовавшему частью площади диффузора, это ещё нужнее: помимо повышенной линейности, такой гофр позволяет немного увеличить полезную площадь диффузора. Кто успел забыть, что такое Boundary Free, повторим иллюстрацию из презентации серии Mille третьего поколения (полный текст будет в конце по ссылке, как обычно).

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Тут, собственно, вот в чём дело: внешний край гофра выходит не наружу, а внутрь, весь гофр подбирается ближе к краю фланца, увеличивая эффективный диаметр диффузора, а геометрия внешнего края делает более симметричными (и, значит, более линейными) упругие силы, возникающие при колебании диффузора.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

А вот, собственно, пищалка. Тетолоновый купол диаметром 20 мм (больше не поместить даже в 36-миллиметровую катушку) с довольно обширным апертурным фазовыравнивающим телом, закреплённым на двух пилонах. Как оказалось, в этой детали содержится интересная недокументированная особенность MPX 165.3. Увидите…

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

И, как и на всех прочих компонентах Mille – QR код системы опознавания eID, позволяющий всякому проверить законнорождённость доставшегося ему экземпляра, а профессионалам – и продлить на год гарантию. За лояльность к официальным поставщикам и умение считывать QR коды.

Измерения

Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 100 Вт RMS и 200 Вт пиковой. Должно хватить.

Параметры Тиля-Смолла
Параметр Заявка Факт
Резонансная частота Fs, Гц 90 88,1
Эквивалентный объём Vas, л 4 4,36
Электрическая добротность Qes 1,06 0,844
Механическая добротность Qms 5,5 4,88
Полная добротность Qts 0,88 0,719
Масса подвижной системы, г 18,9 17,3
Силовой фактор, Тл м 5,8 6,39
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 92* 89,5**

* при 2,83 В

** при 2 В в среднем по рабочему диапазону

Измеренные параметры близки к заявленным, иное с этим производителем  случается редко. Что интересно: масса подвижной системы здесь, несмотря на отсутствие центрального колпака, больше, чем у компонентного мидбаса. Почему? Именно потому: чтобы сохранить жёсткость диффузора с большой прорехой в центре, не поддерживаемой колпаком, конструкторы сделали усиливающее кольцо вокруг центрального отверстия (его видно на фото в профиль), оно и увеличило массу. С чувствительностью – обычная история: в таблице параметров написано просто «92 дБ», на графиках – «при 2,83 В». Это – как раз 3 дБ разницы.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

C импедансом – никаких сюрпризов, 4 Ома минимум.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Теперь – звуковое давление. Чувствительности у 20-миллиметровой пищалки, как выяснилось, вполне хватает, но на оси излучения (и под небольшим углом к ней) отдача выше 12 кГц падает быстро и решительно. А как могло быть иначе, если перед куполом установлен фазовыравнивающий «пятак» диаметром в половину купола? Его задача, как раз, за счёт подавления части осевого излучения, выровнять внеосевое. Что мы во многом наблюдаем на АЧХ, снятой под углом 50 градусов. Но всё же…

В материалах компании, посвящённых серии Mille Pro, которые мы дали себе труд почитать, особый упор делался на то, что характеристики MPX 165.3 оптимизировались именно и исключительно с точки зрения внеосевой работы. Что не просто правильно, а единственно правильно. Твитер компонентной системы может быть установлен «в лоб», твитер коаксиала, сделанный качающимся на стойке, в принципе – тоже. Или почти. Но он при этом будет бросать такую причудливую акустическую тень на диффузор мидбаса, что АЧХ неизбежно станет похожа на бурное море (видели, и не раз). Твитер «концентрика» по определению всегда будет излучать под углом. Дальний – под меньшим, ближний – под большим. Причём в обоих случаях, внимание, речь идёт об углах в вертикальной плоскости, в горизонтальной коаксиал, установленный в передней части двери, разворота не требует. Но всё же нам показалось, что и внеосевые АЧХ какие-то не очень. И мы предположили (потому что молодцы и хорошо учились в школе), что пилоны, на которых установлено фазовыравнивающее тело, тоже принимают участие в акустической деятельности. Чёрная клякса на предыдущем графике показывает, в какой плоскости мы его поворачивали. Переставили динамик в бокс, повернув его на 90 градусов и всё повторили.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Теперь гляньте: по оси, разумеется, ничего не изменилось (с чего бы?), но осевая АЧХ такой акустики, как уже говорилось, никого не интересует. Зато под большим углом к оси АЧХ стала просто великолепной, трудно поверить, что это – 50 градусов. На 30 градусах – тоже лучше, и тут получается своего рода автоматическая регулировка: дальний – погромче, ближний – потише, в завидно широкой полосе.

Возникает вопрос: почему конструкторы об этом не сообщают в подробных и хорошо составленных документах? А не надо, решили они. Вернитесь к первому снимку и посмотрите на относительное положение пилонов пищалки и логотипа Hertz на фланце корзины. Если его поставить в нормально читаемое положение, то оптимальная внеосевая работа будет происходить именно в вертикальной плоскости, как и требуется. А если такая акустика досталась идиоту, способному поставить надпись боком, туда ему и дорога, не заслуживает он хороших АЧХ. Всё учтено…

Искажения в характерных частотных полосах
при звуковом давлении 90 дБ (1 м)
100-300 Гц 0,68%
300-1000 Гц 0,41%
1-3 кГц 0,49%
3-10 кГц 0,23%

Содержание гармоник близко к тому, что мы видели у компонентной пары того же калибра и той же серии, на верхней середине и ВЧ чуть выше, но и там остаются на уровне лучших образцов.

Личный опыт

Уже зная, что хотел сказать автор, мы даже не пытались поставить акустику при прослушивании себе в лоб. Зачем? Поставили головки надписью Hertz вертикально (не потому что идиоты, а условия теста требовали) и развернули боксы «носками врозь», максимально имитируя условия работы в салоне.

Очень выразительное оказалось звучание, без малейшего дефицита верхних частот, который предрекали глаза, видящие сильно отвёрнутые оси динамиков. В области баса коаксиальная модель даже в чём-то превосходит компонентную, пусть здесь выше резонансная частота мидбаса, зато выше и полная добротность, что делает средний бас более наполненным и лёгким для восприятия. На средних частотах довольно ясно выражен «эффект присутствия» – подчёркивание и выделение из общей картины основных голосовых формант. Детальность и ощущение пространства – неожиданные для коаксиалов, пусть и наиболее продвинутой конструкции.

МЁД & ДЁГОТЬ

Отважное решение – включить коаксиальные динамики в премиальную серию, не было безрассудным, а основывалось на расчёте: ключевые компоненты – диффузор, «бескраевой» гофр и прочее, было отработано на компонентниках. Разыгрывать, не впервые в истории car audio, карту точечного излучателя, всегда сопряжено с некоторым риском, однако здесь, по нашему мнению, создателям MPX 165.3 во многом удалось превзойти классиков прошлого столетия – KEF UniQ и Morel Integra, которые и сами добились немалого. А то, как инженеры Elettromedia решили вопрос с правильной ориентацией динамика при установке – даже остроумно. Не умеешь читать – не лезь в Mille Pro. Ты, значит, не Pro…

Цена вопроса: 13400 руб.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Автозвук»


Акции

Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Новости

2017-12-10
Магнитолы JVC: JVC KD-R491, JVC KD-R492, JVC KD-R494, JVC KD-R691, JVC KD-R792BT, JVC KD-R794BT, JVC KD-R891BT, JVC KD-R992BT.

2017-12-08
Усилители мощности Audio System: Audio System HX 175.2, Audio System HX 175.4, Audio System HX 265.2, Audio System HX 85.4.

2017-12-07
Акустика Ural: Ural AS-D165 ARMADA NEO, Ural AS-D200 ARMADA NEO, Ural AS-D30 ARMADA NEO.

2017-12-06
Автомагнитолы Pioneer: Pioneer AVH-A100, Pioneer AVH-A101, Pioneer AVH-A200BT.

2017-12-04
Магнитолы JVC: JVC KD-X153, JVC KD-X155, JVC KD-X355.

2017-12-03
Сабвуферы Helix: Helix K 10E, Helix K 10W, Helix K 12E, Helix K 12W.

2017-12-02
Акустика Ural AS-W87M SQ.

2017-12-01
Усилители мощности Focal: Focal FDS 1.350, Focal FDS 2.350, Focal FDS 4.350.

2017-11-28
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCW 12.1200-PRO, Ground Zero GZCW 15.1500-PRO.

2017-11-28
Усилитель мощности Mosconi Gladen Pro 5/30.

Почитать

Зимний кубок SQC Club

Kenwood KDC-320UI

Акустические системы Champion

Сабвуфер Focal Performance Expert P25FS

Усилитель Steg STD401D

Сабвуферы JBL STAGE

JVC KW-X830BT

Новое на форуме

Здравствуйте, посоветуйте бывалые) стоит менять. Gladen Rs12 на morel ultimo sc 122/124 качаю от dls mad15. Ожидание получить более громкий и качественный бас, короб з/я . . . . .

Посоветуйте, какая из этой акустики лучше звучит: Eton MAS160 или Eton RSE160? Cпасибо . . . . .

Здравствуйте. Какой посоветуйте сабвуферный динамик под моноблок audio system CO 650.1 D: Rockford Fosgate P1S4-12, Rockford Fosgate P2D4-12 , Hertz ES 300.5 или какой другой? . . . . .

Всем привет! А что сейчас есть из усилителей (новых) на вч/сч в пределах 20 т.р. В приоритете музыкальный усилок с легким приукрашиванием, т.к. вч/сч нейтральные. Обычно советуют длс, генезис, но новы . . . . .

Добрый вечер. Не знаю, можно тут задавать такой вопрос или нет, но все же, может вы знаете ответ на него. Почему сайт auto-magnitola.ru продает продукцию по гораздо меньшей цене, чем вы и остальные? . . . . .

Привет,посоветуйте четырехканальник номиналом в мост 2х150(4Ом),важно качество звука,и двухканальник 1х50(4Ом) номиналом.Кому здесь писать оформить заказ? . . . . .

Всем привет! Друзья, подскажите: хватит ли усилителя Eton SR 60.4 для Morel Tempo Ultra 602? подключение через родные кроссоверы и еще саб мостом пойдет... . . . . .

Всем привет. Автомобильный усилитель (4 канала) Alpine BBX-F1200 какой к нему взять саб Alpine swt12 s4 или JBL Bandpass GT 12BP ??? . . . . .

Ваши отзывы

Акустика DLS Scandinavia 3C → Динамики действительно хороши. Изготовил литровые корпуса и установил в панель (тарпеду). В итоге играют на отражение о . . . . .

Автомагнитола LG LCS320UB → Отличная автомагнитола со мной 5 лет - 150 000 пробега в любую погоду и мороз 42 градуса ни разу не подвела. Ни одного с . . . . .

Автомагнитола JVC KD-G227 → Данный аппарат с 2012г.Все нормально.Плохо нет USB гнезда,нельзя применять флэшку или другие носители. . . . . .

Акустика CDT Audio CL-69X → Хорошая тыловая акустика за эти деньги! Купил когда то давно, установил в заднюю деревянную панель...Впоследствии собрал . . . . .

Усилитель Boss Audio R2400D → Прекрасный усь за свои деньги!Сжег мне два урала титаниума!)))) . . . . .

Автомагнитола Alpine CDA-9887R → До нее стоял Пионер 77, Альпайн хуже, попахивает китайщиной, всем кто его хвалит рекомендую - подключаем на выход акусти . . . . .

Акустика MTX TX265S → Логан фаза 2, ГУ Sony CDX-GT560UE, вибра (внутренняя и наружная) дверей, и наружная задней полки, слушаю все подряд от н . . . . .

Акустика MTX TX265S → Логан фаза 2, ГУ Sony CDX-GT560UE, вибра (внутренняя и наружная) дверей, и наружная задней полки, слушаю все подряд от н . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Focal Access BombA BP20 в Skoda Octavia A7

Автомагнитола Sony XAV-68BT в Mitsubishi Lancer X

Усилитель Phantom PA 604 в Toyota ist NCP60

Усилитель SWAT MDX-55 в Toyota ist NCP60

Усилитель DLS MAD15 в Volkswagen Passat B6 Variant